Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методы анализа внешней среды предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует два основных варианта STEPи PEST — анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты — учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST — анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При… Читать ещё >

Методы анализа внешней среды предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации; слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации; возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо: определить основное направление развития предприятия (его миссию); взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ); поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия). Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

SNW — анализ — это усовершенствованный SWOT-анализ: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW — анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N).

Для составления SNW — анализа также заполняется табличная форма, которой предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа. Ниже приведена примерная форма анализа в таблице (1).

Таблица 1 Матрица SNW — анализа.

Наименование стратегической позиции.

Качественная оценка позиции.

Сильная (S).

Нейтральная (N).

Слабая (W).

Стратегия организации.

Бизнес-стратегии.

Оргструктура.

Финансы.

Продукт как конкурентоспособность.

Структура затрат.

Дистрибуция как система реализации продукции.

Информационная технология.

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов.

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации).

Часто для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

Существует два основных варианта STEPи PEST — анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты — учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST — анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.

Таким образом, PEST — анализ — это инструмент, предназначенный для выявления: политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST — Анализа.

Таблица 2 Четырехпольная матрица PEST — анализа.

Политические факторы.

Экономические факторы.

Социальные факторы.

Технологические факторы.

Таблица 3 Табличная форма для проведения STEP-анализа.

Группы факторов.

События/факторы.

Опасность/ возможность.

Вероятность события или проявления фактора.

Важность фактора или события.

Влияние на компанию.

Политические.

  • 1
  • 2

Экономические.

  • 1
  • 2

Социальные.

  • 1
  • 2

Технологические.

  • 1
  • 2

Важным при проведении PEST — анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. Данный вид анализа может проводиться с использованием различных форматов, часто это два вариакнта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в таблице 2 и табличная форма STEP-анализа (таблица 3). Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.

Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.

Таким образом, основные методы анализа определяются набором факторов, принимаемых к анализу. Наиболее популярным методом в современном менеджменте и маркетинге является SWOT-анализ, определяющий слабые и сильные стороны работы предприятия, на основе чего характеризуются возможности и угрозы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой