Франчайзинг в цифрах и суммах
В России по-прежнему пользуются популярностью недорогие франшизы. Исходя из нашей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят $ 100−120 тыс. Для сравнения, франшиза «Ростик'с — KFC» стоит $ 40 900 — паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5… Читать ещё >
Франчайзинг в цифрах и суммах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы рынок франчайзинга в России развивался невиданными темпами. Показательна статистика, собранная Школой профессионального франчайзинга: в 2001 году лишь 50 компаний декларировали развитие по модели франчайзинга, а в 2008;м их число выросло до 750. Самый заметный рывок произошел в 2008 году, когда количество франшиз в стране выросло на 40%.
52% действующих в России сетей франчайзинга ориентируется на торговлю непродовольственными товарами (с большим отрывом в этом секторе лидируют продавцы одежды — 45% от всех франшиз в этой категории), тогда как в сфере услуг пробуют свои силы лишь 24%. Для сравнения: в США на сферу услуг приходится более 60% франшиз (7% - торговые), в Европе — около 40% (столько же приходится на ритейл). Похоже, российский франчайзинг развивается по американскому пути. Разве что масштабы пока несопоставимы. 2008 год оказался урожайным для всех сегментов российского франчайзинга. Торговля непродовольственными товарами прибавила 52,5%, продовольственными — 27,3%, в секторе общественного питания количество франшиз увеличилось на 30,1%, а в сфере услуг — на 25%. Среднее соотношение франчайзинговых и собственных магазинов в российских сетях составляет 60/40. При этом до сих пор 70% сетей представлено в Центральном федеральном округе. (10).
При обращении к российской практике в последние два года отчетливо видна тенденция к развитию франчайзинга с широким распространение в рознице — 46%. На втором месте — предприятия питания, имеющие почти вдвое меньший показатель — 22%, и на третьем месте, снова с двойным уменьшением, бытовое обслуживание.
Большую часть рынка в сфере франчайзинга занимают предприятия фаст-фуда и монои мультибрэндовые бутики. Пальму первенства держат магазины одежды, обуви и аксессуаров (Sela, Zara, Mexx, Benetton, «Красный куб» и т. д.), за ними следуют фаст-фуды, кофейни и рестораны, но удельно число франчайзи больше всего в общепите. Именно с него начался франчайзинг в России. Первым успешным проектом франчайзинга стало открытие в Москве в 1993 году кафе-мороженого «Баскин Роббинс» (сейчас сеть насчитывает более ста предприятий-франчайзи). Практически все общепитовские брэнды, которые на слуху, работают сегодня по системе франчайзинга: «Баскин Роббинс», «Елки-палки», «Гриль-Мастер», «Патио Пицца», «Ростик`с», «Крошка-картошка», рестораны японской кухни «Якитория» и «Гиннотаки». (13).
В розничной торговле безусловный лидер — одёжный франчайзинг — 43%.
В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» — с показателем около 40%.
Основные франчайзеры в российском ритейле.
Компания. | Стоимость франшизы. | Роялти, %. | Иные сведения. |
«Копейка». | Первоначальный/паушальный взнос: 50 тыс. долл. (Москва, Московская обл.) и 40 тыс. долл. (другие области Центрального федерального округа). | Нет. | Необходимый начальный капитал: ориентировочно 400−500 тыс. долл. с целью устройства универсама согласно стандартам сети универсамов «Копейка» и закупки технологического обо-рудования. Рекламный пай: нет. Возна-граждение франчайзи составляет 13,5% (Москва, Московская область) и 14% (другие области Центрального федерального округа) от суммы торговой выручки универсама франчайзи. |
«АБК». | Стоимость франшизы (только для Москвы и ближнего Подмосковья): 2 тыс. долл. (оргвзнос). | 1,5% оборота. | Объем инвестиций: 10−100 тыс. долл. Срок договора: от 3 лет. Минимальная площадь — 200 кв. м. Оптимальная — 300 кв. м. |
«Пятерочка». | 750 тыс. долл. | 1,5% оборота. | Срок франшизы — 10 лет. Необходимо гарантийное письмо от местной администрации. |
Spar. | Около 300 тыс. долл. | 1−1,5%. | Н/Д. |
Франчайзинговые системы в российском ритейле, описание их франшиз и требований к франчайзи (Приложение. Таблица № 1).
Использование франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В ч астности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют этот прием высшего бизнес-пилотажа как способ развития сети своих заведений.
В России по-прежнему пользуются популярностью недорогие франшизы. Исходя из нашей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят $ 100−120 тыс. Для сравнения, франшиза «Ростик'с — KFC» стоит $ 40 900 — паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживаня «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от $ 250 тыс., для предприятия с отдельным залом площадью 250−300 кв. м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от $ 450 тыс. При заключении договора на покупку франшизы «IL Патио» лицензиат оплачивает паушальный взнос в размере $ 40 тыс. После открытия предприятия лицензиат ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение в размере 6% от выручки и от 2 до 4% на национальный маркетинг и рекламу. Стандартный ресторан «IL Патио» общей площадью 320−350 кв. м. требует затрат из расчета $ 1500 на кв. м. Примерные инвестиции для открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют $ 20−60 тыс. в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет $ 11 тыс. Франшизный бутербродный ресторан «SUBWAY» при размере паушального взноса за франшизу в $ 10 000 и роялти 8% требует инвестиций от $ 108 тыс. на фуд-кортах до $ 251 тыс. для отдельно стоящего здания ресторана. Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана «Сбарро», составляет около $ 400−500 тыс. Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около $ 170−220 тыс. На открытие Частной пивоварни «Schultz» потребуется до $ 230 тыс. Если Вы хотите открыть японский ресторан «Якитория», только единовременный платеж составит от $ 300 тыс. Открытие одной точки Papa Johns обходится в $ 350 тыс. В среднем стоимость создания одного франшизного трактира «Елки-Палки» составляет $ 300−450 тыс. Ресторан уровня «Пиццы Хат» в центре Москвы может стоить порядка $ 700 тыс. Наблюдается явная тенденция к увеличению франчайзинговых точек рестораторов по отношению к собственным: у предприятий уже упомянутой «Веста-Центр Интернешнл» (торговые марки «Гин-но Таки», «Якитория» и др.) на данный момент соотношение 50/50, у Росинтера — 20% собственных по отношению к 80% франчайзинговых точек, Сабвей как во всем мире, так и в России традиционно применяет исключительно франчайзинг (100% франшизных предприятий).
По данным РАРФ, сейчас в России работают около 150 франчайзеров (включая иностранные брэнды и мастер-франшизы) и около 2,2 тыс. франчайзи (примерно 2,3 тыс. франчайзинговых точек). По нашим данным, в интернете франшизу предлагают около 500 компаний, а число франчайзинговых точек может превышать 10 тыс. Такой разброс в цифрах происходит оттого, что многие фирмы называют себя франчайзерами, но на деле ими не являются. Это скорее многоуровневый маркетинг с установкой «купи у меня дешевле, продай другому подороже, разницу оставь себе». Профессиональные организации такие компании в статистике не учитывают, однако среди псевдофранчайзеров есть настоящие монстры. Так, «Лавка жизни», торгующая БАД, препаратами для похудения, лечебной косметикой, уже открыла около 5 тыс. лавочек по всей России; 1С-бухгалтерия имеет более 3 тыс. франчайзинговых точек; активно продвигает себя «Форекс Клуб». (13).
Финансовый кризис не только не притормозил, а наоборот, подстегнул развитие рынка, заставив как франчайзеров, так и франчайзи увеличить свою активность. Согласно оценке Департамента консалтинга РБК, по итогам 2009 г. количество франчайзинговых программ вырасло на 23%. Темпы прироста числа независимых предприятий, работающих под чужим брендом, достигли 30%. За прошедший трудный для российской экономики год ряды франчайзи пополнились за счет разорившихся мелких предпринимателей и уволенных менеджеров среднего звена. И те, и другие обладают достаточным объемом сбережений для начала небольшого бизнеса. Многие из них предпочитают собственному старту работу под чужой торговой маркой, сопряженную с существенно меньшими рисками. (10).
Некоторые российские банки разрабатывают кредитные программы для франчайзинга. Однако при детальном рассмотрении указанные программы мало отличаются от обычной системы кредитования малого бизнеса. Относительно объемов отечественного рынка франчайзинга нет достоверных данных. Годовой объем продаж в российском франчайзинге определяется на уровне $ 4,5 млрд. Начиная с 1995 года в России осуществлены проекты более чем по 400 франшизным брэндам. Это немного. В США насчитывается более 2500 франшизных брэндов, в Германии свыше 850, в Великобритании более 800. (11).