Теоретико-методологические основы оценки труда персонала
Кроме приведенных выше трактовок в экономической литературе приводятся понятия «оценка персонала». Ю. Г. Одегов и П. В. Журавлев считают, что «оценка персонала» является важнейшим компонентом управления, поскольку лишь знания и умения людей, их согласованные действия могут обеспечить достижение целей организации. Оценка персонала является своеобразным «сквозным» видом кадровой работы, поскольку… Читать ещё >
Теоретико-методологические основы оценки труда персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и сущность оценки труда персонала
В теории экономики труда в доперестроечный период, понятие «персонал» применялось крайне редко. Этот термин чаще всего можно было слышать как обозначение коллектива лечебного учреждения (персонал больницы), в некоторых случаях этот термин применялся в обозначении постоянно работающей части кадров организации (штатный персонал, заштатный персонал). Ограниченность случаев применения термина «персонал» в то время явилась следствием невостребованности в тех социально-экономических условиях, а также обоснованным употреблением категории «трудовой коллектив». Деятельность трудовых коллективов регламентировалась соответствующим законом.
В условиях реформирования российской экономики в силу изменения отношений собственности, развития многоукладности экономики, многие термины, касающиеся экономики труда, управления трудом и производством были привнесены из научных и научно-практических источников зарубежных экономистов, исследующих теорию и практику развития рыночной экономики. В их числе такие термины, как «менеджер», «маркетинг», «персонал» и другие. Таким образом, термин «персонал» как экономическая категория вошел в последние годы в отечественную экономическую науку и практику, и обозначает в общем виде совокупность работников данной организации. Применяются и другие термины, как, например, «кадры», «работники» .
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся понятия категорий персонал и кадры, а также определим их общие и отличительные характеристики (таблица приложения 1).
По нашему мнению наиболее удачной из числа приведенных трактовок термина «персонал» является вариант авторов Б. Л. Еремина и Т. Ю. Базарова.
Ознакомление с экономической литературой отечественных авторов, а также научными исследованиями зарубежных авторов по рассматриваемой тематике, показывает, что трактовке экономической категории «оценка труда персонала» уделяется недостаточно внимания. Поэтому рассмотрим трактовку понятия «оценка труда персонала» более подробно.
" Оценку труда" , — Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина рассматривают как — «мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства» [1, c.454].
Р. Марр и Г. Шмидт приводят понятие экономической категории «оценка работ» как: «сравнительная оценка рабочих мест в организации с точки зрения видов и высоты предъявляемых к ним требований, проводимая, прежде всего с целью максимального учета различий в степени трудности работ и их отражение в относительной величине заработной платы. Эта оценка производится на основе так называемого «нормального результата труда», и поэтому она не связана ни с субъективным индивидуальным восприятием степени трудности работ, ни с производительностью труда конкретного сотрудника, занимающего данное рабочее место «[6, c.252.].
Ю.А. Цыпкин «оценку работы» понимает как: «формальный процесс, с помощью которого определяется относительная сложность различных видов работ в целях установления оплаты» [13, c.432]. Такой подход к оценке работ представляется вполне достаточным, если его использовать в целях установления оплаты труда.
Кроме приведенных выше трактовок в экономической литературе приводятся понятия «оценка персонала». Ю. Г. Одегов и П. В. Журавлев считают, что «оценка персонала» является важнейшим компонентом управления, поскольку лишь знания и умения людей, их согласованные действия могут обеспечить достижение целей организации. Оценка персонала является своеобразным «сквозным» видом кадровой работы, поскольку сопутствует решению многих задач [10, c.275].
персонал оценка труд результат Ниязмамедов Р. Т. трактует «оценку персонала» как: «процесс эффективности выполнения работниками предприятия своих должностных обязанностей и реализации организационных целей» [8, с.8].
Нечаева И.И. рассматривает «оценку» как процесс и результат измерения, сравнения познаваемого объекта (персонала) с тем, что может служить эталоном [7, с.70].
Вышеизложенное свидетельствует о неоднозначности трактовки понятия «оценка». На наш взгляд у Ю. Г. Одегова и П. В. Журавлева рассматривается «оценка персонала» как вид кадровой работы. У Р. Т. Ниязмамедова акцент делается на оценку деятельности работника, а И. И. Нечаева представляет оценку в двух качествах: в качестве процесса определения оценки, а также в качестве самого показателя, то есть результата этого процесса. Существуют и другие подходы к определению понятия и сущности оценки.
А.И. Турчинов рассматривает оценку персонала как «результат и процесс соизмерения, сравнения предмета оценки (познаваемого — характеристик человека, результата и процесса труда) с тем, что может выступать в качестве эталона, т. е. известного, познанного или представляемого человеком [11, с.189].
Изложенные выше различные варианты трактовки понятий «оценка персонала», «оценка работ» и другие приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Понятия социально-экономических категорий «оценка работ», «оценка персонала», «оценка результатов труда», «оценка труда» .
№ п/п. | Источник, автор, стр. | Трактовка. |
1. | Ниязмамедов Р. Т. Рынок труда и оценка персонала как фактор его развития (С.8). | Оценка персонала — это процесс определения эффективности выполнения работниками предприятия своих должностных обязанностей и реализации организационных целей. |
2. | Цыпкин Ю. А. Управление персоналом (С.432). | Оценка работы — формальный процесс, с помощью которого определяется относительная сложность различных видов работ в целях установления оплаты. |
3. | Нечаева И. И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала (С.70). | Оценка персонала — это процесс и результат измерения, сравнения познаваемого объекта (персонала) с тем, что может служить эталоном. |
Продолжение таблицы 1 | ||
4. | Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики (С.454). | Оценка работ — сравнительная оценка рабочих мест в организации с точки зрения видов и высоты предъявляемых к ним требований, проводимая прежде всего с целью максимального учета различий в степени трудности работ и их отражения в относительной величине заработной платы. |
5. | Журавлев П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов ЮГ. Технология управления персоналом (С.288). | Оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. |
6. | Кибанов А. Я. Управление персоналом организации (С.476). | Оценка результативности труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. |
7. | Кибанов А. Я. Управление персоналом организации (С.257). | Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. |
8. | Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом (С.252). | Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства. |
9. | Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики (С.230). | Оценка персонала — результат и процесс соизмерения, сравнения предмета оценки (познаваемого — характеристик человека, результата и процесса труда) с тем, что может выступать эталоном, т. е. известного, познанного или представляемого человеком. |
Они свидетельствуют об: отсутствии единого подхода к определению объекта и цели оценки; необходимости определения четких критериев оценки и единой методики; сложности (комплексности) ее определения в реальной практике. Существующее разнообразие трактовок понятий «оценка персонала», «оценка работ» и других вызвано различием подходов к изучению оценки.
Анализ приведенных вариантов интерпретации понятий «оценка» свидетельствует также и о том, что при всех видимых их различиях, некоторые из них в сущностном плане совпадают.