Анализ персонала и структуры торгового предприятия
Возрастной состав персонала распределился между 31−40лет — 9 человек, 18−30 — 52, оставшиеся 7 — свыше 40 лет. Это является положительной чертой для деятельности организации. Так как при обслуживании клиентов приветствуется молодой персонал, который и составляет часть продавцов и охраны, а при управлении необходимы более опытные кадры, которые и составляют аппарат управления супермаркетом… Читать ещё >
Анализ персонала и структуры торгового предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. Структура управления отражает выбор стратегии предприятия, его цели и задачи фирмы; по мере расширения предприятия меняется и структура управления.
Организационная структура управления «Красного яра» представляет собой деление на четыре отдела, каждый из которых выполняет свои функциональные обязанности (см. рисунок 1).
Рисунок 1 — Организационная структура гастронома «Красный яр» .
В обязанности управляющего входит:
достижение плановых показателей по объемам продаж;
повышение эффективности продаж;
оперативное управление коллективом;
проведение мероприятий по снижению издержек;
выработка и реализация решений;
достижение высоких показателей качества сервиса.
В подчинении управляющего гастрономом находятся четыре, условно выделенных, отдела.
Первый представлен главным бухгалтером организации, который функционально выполняет распоряжения Главного бухгалтера компании по осуществлению бухгалтерской деятельности на подотчетной территории, согласно своим должностным инструкциям, но в административном подчинении главный бухгалтер находится у управляющего супермаркетом.
Второй отдел представляет собой работников, непосредственно связанных с торговой деятельностью предприятия. В него входят товаровед, выполняющий распоряжения управляющего магазином относительно заказа товара и его приема, регулирования номенклатуры и ассортимента товарных групп, а также данная штатная единица занимается мерчендайзинговой деятельностью. товароведу подчиняются два старших продавца, которым, в свою очередь, подотчетны продавцы.
Служба внутреннего контроля — охрана магазина — выполняет распоряжения управляющего магазино по обеспечению личной безопасности сотрудников, обеспечению целостности и неприкосновенности товарных запасов и материальных ценностей.
Последний отдел условно можно назвать хозяйственным отделом, так как он представлен рабочим персоналом, обеспечивающим социально-бытовые условия для сотрудников организации и функционирования организации в целом. В его состав входят подсобные рабочие, кладовщик и грузчик.
Структура и штат супермаркета могут изменяться в процессе развития организации и утверждаться Генеральным директором компании, исходя из общей целесообразности.
Организационная структура супермаркета «Красный яр» относится к линейно-функциональному типу. Линейно-функциональные организационные структуры основаны на разделении, как полномочий, так и ответственности управленческих работников разного уровня. Применяя данную структуру, предприятие обеспечивает разделение управленческого труда, поскольку линейные звенья управления непосредственно принимают решения, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы и готовят решения, программы.
Проанализировав организационную структуру и выделив уровни управления организацией, можно попытаться определить достоинства и недостатки такой системы. К преимуществам данного типа можно отнести:
- · освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
- · построение связей «руководитель — подчиненный» с условием подчинения каждого работника только одному руководителю по иерархической лестнице;
- · ясно выраженная ответственность, быстрая реакция исполнения.
Недостатками такой организационной структуры являются:
- · узкая специализация каждого звена;
- · плохое взаимодействие на горизонтальном уровне между подразделениями, но чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
- · аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению не только стратегических, но и множества оперативных задач;
- · снижение творческого потенциала среди работников.
Таким образом, самым весомым недостатком для объекта исследования будет являться повышенная зависимость результатов работы от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев, т. е. управляющего супермаркетом.
На предприятии рабочие работают в две смены, каждая длится по двенадцать часов. График работы три через три. Обед два раза в смену, первый длится сорок минут, второй — тридцать минут. Рабочий персонал обедают за свой счет. Если у кого-то из сотрудников не получается выйти в свою смену, он может написать заявление на отпуск без содержания, попросить заменить его человека из другой смены, при этом подписав подменный лист.
При увольнении сотрудник обязан сдать форму, погасить долги перед предприятием, если таковые имеются, подписать обходной лист, отработать еще две недели и только потом может идти в главный офис за документами.
Проведем анализ изменения количества человек в гастрономе «Красный яр» за 2010;2011 гг.
Таблица 1. — Характеристика персонала гастронома «Красный яр» .
Отклонение. | |||||
Количество, чел. | Удельный вес, %. | Количество, чел. | Удельный вес, %. | ||
Административный. | 13,4. | 16,2. | ; | ||
Обслуживающий. | 74,4. | 72,1. | |||
Вспомогательный. | 12,2. | 11,7. | |||
Итого. | — 14. |
Рисунок 2 — Структура персонала гастронома «Красный яр» за 2011 г.
В ходе проведенного анализа структуры работников было выявлено, что в 2010;2011 г. основной удельный вес приходится на торгово-оперативный персонал. Но по сравнению с 2010 г. торгово-оперативный уменьшился на 12 человек, чему можно дать отрицательную оценку. Также на анализируемый период происходит уменьшение вспомогательного персонала на 2 человека. Изменения в численности административно-управленческого персонала не произошло.
В целом численность персонала уменьшилась на 14 человек и составила 68 чел. На данное изменение оказало влияние уменьшение численности торгово-оперативного персонала. Данную ситуацию можно считать отрицательной, так как наибольшую долю в структуре торгового предприятия занимает торгово-оперативный персонал.
Теперь было бы целесообразно перейти к оценке трудового потенциала, в рамках был проведен анализ численности по категориям с нахождением удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию и стажу работы. В результате были составлены таблицы системы показателей, характеризующих трудовой потенциал организации.
Таблица 2. — Анализ персонала предприятия по уровню образования гастронома «Красный яр» .
Персонал. | Количество, Всего, чел. | Высшее. | Средне специальное. | Среднее. | |||
Чел. | Доля, %. | Чел. | Доля, %. | Чел. | Доля, %. | ||
Административный. | 63,6. | 36,4. | ; | ; | |||
Обслуживающий. | 10,2. | 63,3. | 26,5. | ||||
Вспомогательный. | ; | ; | |||||
Итого. | ; | ; | ; | ||||
Удельный вес от общей численности работников, %. | 17,6. | ; | 54,5. | ; | 27,9. | ; |
Рисунок 3 — Динамика структуры персонала по уровню образования
Образовательный уровень персонала очень низок: 12 человек имеет лишь высшее образование, 37 — среднее специальное, 19 — среднее. Для эффективной работы персонала и выполнения возложенных на него обязанностей было бы предпочтительно наличие высшего или незаконченного высшего для большинства сотрудников. Это бы повысило уровень обслуживания клиентов супермаркета, а также процент усвоенного материала при обучении персонала и рациональное использование полученных знаний. Также необходимо высшее образование для руководителей предприятия.
Распределение персонала по стажу работу полностью вытекает из возрастного распределения: большинство молодых людей — небольшой стаж работы, но при этом большая часть административно-управленческого персонала работает в данной организации 2−4 года, т. е. практически со дня ее открытия, что позволяет коллективу взаимодействовать более сплоченно, каждый хорошо знает свои обязанности, правила и законы организационной культуры, что снижает психологическое напряжение между сотрудниками.
Таблица 3. — Анализ персонала предприятия по стажу работы в торговле
Персонал. | Количество, Всего, чел. | 1−3 года. | 3−8 лет. | Более 8 лет. | |||
Чел. | Доля, %. | Чел. | Доля, %. | Чел. | Доля, %. | ||
Административный. | 27,3. | 54,5. | 18,2. | ||||
Обслуживающий. | 71,4. | 16,4. | 12,2. | ||||
Вспомогательный. | 87,5. | 12,5. | ; | ; | |||
Итого. | ; | ; | ; | ||||
Удельный вес от общей численности работников, %. | 66,2. | ; | 22,1. | ; | 11,7. | ; |
Рисунок 4 — Динамика структуры персонала по стажу работы в торговле
Возрастной состав персонала распределился между 31−40лет — 9 человек, 18−30 — 52, оставшиеся 7 — свыше 40 лет. Это является положительной чертой для деятельности организации. Так как при обслуживании клиентов приветствуется молодой персонал, который и составляет часть продавцов и охраны, а при управлении необходимы более опытные кадры, которые и составляют аппарат управления супермаркетом. Управляющий супермаркета относится к категории 31−40 лет, что позволяет ему с высоты своего опыта работы эффективно управлять коллективом и продвигать магазин в развитии.
Таблица 4. — Анализ производительности труда персонала торгового предприятия.
Показатели. | Прошлый год. | Отчетный год. | Отклонение. | Темп роста, %. |
1. Объем продаж, тыс. руб. | 109,4. | |||
2. Численность работников, чел. | — 25. | 69,5. | ||
3. Численность работников торгово-оперативного персонала, чел. | — 12. | 80,3. | ||
4. Производительность труда одного работника, тыс. руб. /чел. | 1607,2. | 2530,4. | 923,2. | 157,4. |
5. Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала, тыс. руб. / чел. | 2160,5. | 2943,5. | 136,2. |
По данным таблицы можно сделать вывод, что численность общая в отчетном году уменьшилась на двенадцать человек, что повлекло уменьшение производительности труда, причем, это относится как к производительности труда всех работников, так и к производительности труда работников торгово-оперативного персонала, что следует оценивать как отрицательный результат деятельности предприятия.