Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Выявление уровня освоения диалогической речи в процессе общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый ребенок был поставлен в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т. е. провести расспрос. Путем расспроса ребенку предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, кошка). В качестве примера детям называлось несколько вопросов: какое это животное? Оно домашнее или дикое… Читать ещё >

Выявление уровня освоения диалогической речи в процессе общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I ЭТАП — КОНСТАТИРУЮЩИЙ.

Исходя из выдвинутого положения о поэтапности становления диалогической речи, в констатирующей части исследования была поставлена цель — изучить исходные уровни ее сформированности у детей третьего года жизни.

Предусматривалось решение следующих задач:

  • · выявить исходные уровни развития диалогической речи у дошкольников;
  • · определить методы диагностики диалогической речи.
  • · определить особенности развития диалогической речи

Решение этих задач осуществлялось в контексте специально с серией экспериментальных заданий, каждое из которых было направлено на выявление уровня владения определенным диалогическим навыком.

При разработке содержания экспериментальных заданий ребенок ставился в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.

С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребенком индивидуально.

В качестве критериев сформированности диалогической речи у детей раннего возраста выступили следующие навыки:

  • · владение речевым этикетом;
  • · запрос информации;
  • · составление диалога.

Наличие этих навыков определялось по следующим показателям:

  • а) объем фраз речевого этикета;
  • б) использование различных типов вопросов (общие, специальные, расчлененные);
  • в) самостоятельность и последовательность в ведении расспроса;
  • г) объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах;
  • д) конструкции предложений, употребляемых детьми (краткие, распространенные, наличие обращений, эллипсов, речевых ошибок).

На основании возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста предполагалось, что у детей речевые навыки не могут быть развиты в равной степени. Поэтому каждый навык диалогической речи изучался в отдельности.

Собранный фактический материал (ответы детей) позволил проанализировать состояние диалогической речи детей по каждому навыку в рамках трех уровней:

  • 0 — низкий уровень
  • 1 — средний уровень
  • 2 — высокий уровень

Речевой этикет. Каждый ребенок вводился в ситуацию, в которой должен был назвать соответствующий речевой штамп. Для эксперимента были отобраны 6 наиболее традиционных и доступных детям тем для подбора речевых ситуаций общения:

  • 1) приветствие;
  • 2) знакомство;
  • 3) просьба;
  • 4) извинение;
  • 5) конфликт в игре;
  • 6) обращение к взрослому.

В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.

  • 1. Ты пришел (а) в детский сад и тебя встретила воспитательница — Любовь Ивановна. Как ты будешь ее приветствовать?
  • 2. К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?
  • 3. Тебе понравилась игрушка (пирамидка), но она на шкафу, и ты не смог (ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь? диалогический речь обучение коммуникация
  • 4. Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся (лась) игрой и нечаянно сломал (а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?
  • 5. Ты захотел (а) быть водителем, но руль уже у другого мальчика. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе его?
  • 6. Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?

Каждая реплика ребенка фиксировалась. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации. Анализ экспериментальных данных позволил распределить ответы детей по четырем уровням.

Дети 0- уровня 20% не дали положительных ответов ни в одной из предложенных ситуаций. Скорее всего это объясняется тем, что дети отчасти не знают речевой этикет, отчасти замкнутость, нежелание вступать в контакт.

На I — низком уровне развития РЭ находились 70% (экспериментальной) группы.

Дети этого уровня дали положительный ответ только в 1 — 2 ситуациях. В остальных случаях они, не зная речевого штампа, отказывались отвечать либо называли его неправильно.

II — средний уровень наблюдался у 10% (Э) для детей среднего уровня характерно знание лишь тех ситуаций, которые часто встречаются в повседневном обиходе: приветствие, просьба, извинение, реже — знакомство. Характерны также для этого уровня краткость, свернутость реплик.

IIIвысоким уровнем развития не владеет никто из детей.

Таблица 2 Ответы детей по теме: Речевой этикет

Речевые.

ситуации.

Артем Ч.

Дима Б.

Петя С.

Дима Ж.

1. Предлагается ситуация.

«Приветствие».

— Как ты будешь приветствовать воспитательницу?

— Здравствуй.

-…(молчит).

— Привет.

— Привет.

2. Предлагается ситуация.

«Знакомство».

— Как ты обратишься к девочке?

— Не знаю.

-…(молчит).

-…(молчит).

— …(молчит).

3. Предлагается ситуация.

«Просьба».

— Как ты обратишься за помощью к няне? Что ты ей скажешь?

— Дай.

— Дай.

-…(молчит).

— Дай.

4. Предлагается ситуация.

«Обращение ко взрослому».

— Как необходимо к нему обратиться?

— Не знаю.

-…(молчит).

-…(молчит).

-…(молчит).

5. Предлагается ситуация.

«Игра».

— Что ты скажешь мальчику, если он не уступит тебе?

— Чтоб дал.

-…(молчит).

-…(молчит).

-…(молчит).

6. Предлагается ситуация.

«Извинение».

— Что ты скажешь маме?

— Я так не буду.

— Не знаю.

-…(молчит).

— Не знаю.

Таблица 3 Ответы детей по теме: «Речевой этикет».

Речевые ситуации.

Саша Р.

Паша Л.

Саша Г.

Саша Ж.

1. Предлагается ситуация.

«Приветствие».

— Как ты будешь приветствовать воспитательницу?

— Здравствуйте.

— Здрасте.

— Привет.

— Здрасте.

2. Предлагается ситуация.

«Знакомство».

— Как ты обратишься к девочке?

— Как тебя зовут.

— молчит.

— не знаю.

— Не знаю.

3. Предлагается ситуация.

«Просьба».

— Как ты обратишься за помощью к помощнику воспитателя? Что ты ей скажешь?

— Дай мне, пожалуйста.

— молчит.

— молчит.

— не знаю.

4. Предлагается ситуация.

«Обращение ко взрослому».

— Как необходимо к нему обратиться?

— Не знаю.

— Не знаю.

-…(молчит).

-…(молчит).

5. Предлагается ситуация.

«Игра».

— Что ты скажешь мальчику, если он не уступит тебе?

— Дай поиграть.

— Не знаю.

— молчит.

— не знаю.

6. Предлагается ситуация.

«Извинение».

— Что ты скажешь маме?

— Я больше не буду.

— молчит.

— Извини.

-…(молчит).

Уровень развития диалогической речи по теме: «Речевого этикета»

Уровни.

Э.

Нулевой уровень.

Iнизкий уровень.

IIсредний уровень.

IIIвысокий уровень.

;

Диаграмма 1 Речевой этикет.

Выявление уровня освоения диалогической речи в процессе общения.

По данным наблюдений, 90% детей младшей группы приветствуют воспитателя, входя в группу, и не здороваются, если встречают его утром в раздевальной комнате, коридоре или на улице. 20% детей говорят «спасибо», вставая из-за стола, и не благодарят за оказанную им помощь. Наблюдения также показали, что именно в этих ситуациях («прием в группе», «за обедом») воспитатель дает речевой образец и контролирует, чтобы дети его повторяли, а в других аналогичных случаях — нет.

Таким образом, у малышей вырабатывается навык употреблять данный речевой штамп только в одной конкретной ситуации. В другую подобную ситуацию знакомый штамп они не переносят.

Таким образом на основе результатов можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета дошкольниками. Дети 2−3 лет владеют ограниченным объемом фраз, которым были обучены ранее и в которых они упражняются каждый день (приветствие, просьба, извинение, благодарность, прощание). Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Не зная речевых штампов, в малознакомых ситуациях дети теряются и замолкают, не пытаясь вступить в контакт с собеседником.

Вторым заданием выступал запрос информации Цель — выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык.

Каждый ребенок был поставлен в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т. е. провести расспрос. Путем расспроса ребенку предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, кошка). В качестве примера детям называлось несколько вопросов: какое это животное? Оно домашнее или дикое? Чем питается? Где живет? Какого цвета?

Если ребенок затруднялся ответить, то вопрос повторялся. Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное).

Выполнение задания детьми оценивалось по показателям:

  • а) умение правильно формулировать вопросы;
  • б) самостоятельность в ведении расспроса;
  • в) достигнута ли цель (правильно названо животное);
  • г) каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания).

На этом задании дети нуждались в помощи, поскольку не могли самостоятельно формулировать вопросы и повторяли те, которые предлагались им в качестве примера.

Стремления продолжать игру у детей не было. Задать серию и угадать животное они отказались:

  • — Дима Б. (3г.) при вопросе «Кто это?» молчал;
  • — Саша Ж. (2г.9м.) ответил «Не знаю кто»;
  • — Петя С. (2г.3м.) ответил молчанием;
  • — Саша Р. (3г.2м.) на вопрос «Кто это?» ответила «Мышка». «Чем она питается?» (не знаю);
  • — Артем Ч. (2г.10м.) промолчал;
  • — Дима Ж. (2г.10м.) ответил «Это зайчик»;
  • — Саша Г. (3г. 1 м.) ответил «Медведь». На вопрос «Какого он цвета?» сказал «Не знаю»;
  • — Паша Л. (2г.9м.) ответил молчанием.

Помощь воспитателя никаких изменений в расспрос не вносила. Типичными ответами этого задания были:

Саша Г. (3г.1м.): «Кто это? (Волк). А это кто? (помощь воспитателя.) Чем питается? (Не знаю). Какой он? (Большой). Какого цвета? (Молчит)».

Дима Ж. (2г. 10 м.) «Кто это? (Помощь воспитателя, лиса). Чем питается?(Молчит). А это кто? (Не знаю). Где живет? (Молчит)».

Таблица 4 Анализ уровня сформированности диалога (запроса информации)

Запрос информации.

Саша Р.

Дима Б.

Артем Ч.

Саша Г.

Паша Л.

Петя С.

Саша Ж.

Дима Ж.

1. Специальные вопросы: кто это? Где живет?

с.

— н.

— н.

с.

с.

— 0.

с.

с.

2. Общие вопросы: Какого цвета? Чем питается?

с.

— н.

— н.

с.

— н.

— н.

с.

с.

3. Альтернативные вопросы: это домашнее или дикое животное? Где живет?

— с.

— н.

— н.

— н.

— н.

— 0.

— н.

— н.

4. Расчлененные вопросы: есть ли у него шерсть?

— с.

— н.

— н.

— н.

— н.

— 0.

— н.

— н.

Общие показатели.

— с.

— н.

— н.

— н.

— н.

— 0.

— н.

— н.

Как видно из таблицы на 0-м уровне (10%) находятся дети, которые молчат. На Iнизком уровне, (80%)дети, которые молчат или отвечают односложно. На II — среднего уровня (10%) повторяли те вопросы, которые им предлагались в качестве примера. III — высокий уровень определен у одного ребенка.

Диаграмма 2 Запрос информации.

Выявление уровня освоения диалогической речи в процессе общения.

Третье задание предусматривало выявление уровня диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке. Ребенку демонстрировалась картинка, на которой изображены два беседующих зайца, и предлагалось придумать, о чем они говорят. Если ребенок отказывался, воспитатель помогал наводящими вопросами, например: «Что рассказал белый заяц о своей корзинке?», «Что ответил ему серый?», «Как они закончили беседу?» и др.

Диалоги анализировались по следующим критериям:

  • · самостоятельность в составлении диалога;
  • · количество диалогических единств в нем;
  • · виды реплик;
  • · объем информации;
  • · содержание диалога.

Таблица 5 Уровни ведения диалога (в %).

Уровни.

Э.

Нулевой уровень.

Низкий уровень.

Как видно из таблицы 5, к 0-му уровню были отнесены 70% (Э)детей, к низкому уровню 30% (Э) Дети отказались составить диалог, мотивируя тем, что они либо молчат (Петя С. 2 г.3м., Дима Б. 3 г.), либо «не умеют» (Саша Ж. 2 г.9м., Дима Ж. 2 г.10м., Паша Л. 2 г.9м., Артем Ч. 2 г. 10 м.), «не знают, как составлять» (Саша Р. 3г2м., Саша Г. 3 г.1м.). Таким образом, диалог не смогли составить 50% детей.

Характерным для диалогов было употребление простых, кратких, однословных предложений; частичная замена реплик жестами; отсутствие у детей инициативы и самостоятельности при составлении реплик; потребность в помощи воспитателя.

Например, Саша р. (3г.2м.):

Воспитатель: О чем говорят зайцы?

Ребенок: (Молчит).

Воспитатель: Что белый заяц говорит серому, как ты думаешь?

Ребенок: Спасибо.

Воспитатель: За что он его благодарит?

Ребенок: За грибы.

Дима Ж. (2г.10м.):

Воспитатель: Что этот зайчик говорит?

Ребенок: Пошли гулять.

Воспитатель: А белый что отвечает?

Ребенок: (Молчит).

Воспитатель: Согласится он гулять?

Ребенок: (Кивает головой).

Диаграмма 3 Развитие диалога.

Выявление уровня освоения диалогической речи в процессе общения.

Итак, исходя из полученных результатов в заданиях, можно сделать следующие выводы:

  • · Дети 2−3 лет самостоятельно не владеют постановкой вопросов.
  • · Ведение расспроса на различные темы происходит только с помощью воспитателя.
  • · В раннем возрасте преобладает 0-й и низкий уровни развития.

Как показали исследования, структурные компоненты диалога развиваются неравномерно. Навыки диалогической речи, выявленные у отдельных детей, могут рассматриваться, на наш взгляд, как предпосылки к овладению ими всеми детьми и перехода от 0-го уровня развития к более высокому при целенаправленном обучении.

Обучение детей диалогической речи строится поэтапно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и динамики развития структурных компонентов диалога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой