«Треугольник знаний» — веление времени
Пример Евросоюза в сфере реализации «треугольника знаний» является поучительными для Украины. Согласно отчету Всемирного экономического форума (Швейцария) за 2006 г. Украина опустилась с 68-го на 78-е место в рейтинге «Глобальной конкурентоспособности». Для определения Индекса глобальной конкурентоспособности все страны были разбиты на группы в зависимости от уровня их развития. В первую группу… Читать ещё >
«Треугольник знаний» — веление времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье исследуются актуальные проблемы развития высшего образования в Украине в аспекте европейского образовательного пространства, в частности Болонского процесса. Особое внимание уделяется характеристике «треугольника знаний» — образования, исследований, инноваций.
Рассматриваемая проблема активно обсуждается в Украине. Назовем «Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002;2011 годы». Послание Президента Украины «Европейский выбор» [1]. Следует назвать монографию А. Гальчинского, В. Гееца, А. Кинаха, В. Семиноженко, «Инновационная стратегия Украинских реформ» [2]. В журнале «Вестник МСУ» (Серия «Экономические науки», т. ІХ, № 1, 2006 г.) опубликована статья К. Д. Гуровой «Новой экономике» — новое бизнес-образование".
Решение проблемы требует дальнейших исследований для разработки методологических принципов и определения источников финансирования.
Цель статьи: а) комплексный анализ состояния проблемы; б) обзор информации, в том числе зарубежной; в) разработка методологических подходов и конкретных вариантов.
Основная часть. В настоящее время определяющим фактором, своего рода «парадигмой» новой стратегии прогресса, является «треугольник знаний»: а) образование; б) исследования; в) инновации. Происходит интеграция образования с наукой, технологиями, инновациями в рамках мирового рынка. Организация ООН по развитию и торговле (ЮНКТАД) провела опрос 200 транснациональных компаний. По результатам опроса, мировой рынок НИОКР в середине 2006 г. составил 310 млрд долл. США. Характерно, что первое место (с огромным отрывом) занимает Китай, далее идут США, Индия, Япония, Великобритания, Россия. На мировом рынке инноваций лидируют Индия и Китай. В условиях глобализации интенсивно формируется международный рынок образовательных услуг (МРОУ), объем которого в ближайшие годы превысит 100 млрд долл. По данным ЮНЕСКО, на МРОУ участвуют университеты 129 стран, в том числе такие «сильные игроки», как Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна.
В современных условиях образование выступает одной из основных причин различия доходов. Так, в США с 1978 по 1987 г. доходы в среднем увеличились на 17%, а доходы выпускников колледжей выросли на 48%, в то же время у работников с незаконченным высшим образованием доходы снизились на 4% [3].
На саммите «Большой восьмерки» в июле 2006 г., проходившем в России под председательством Президента РФ В. Путина, одним из пунктов повестки дня была образовательная проблематика. Знаменательно, что образование на саммите рассматривалось как фактор развития глобального инновационного общества.
В начале 2005 г. председатель Европейской комиссии Дурау Баррозу выступил с заявлением о целесообразности создания Европейского института технологий (ЕИТ) как особым образом организованной сети ведущих университетов Европы. Институту отводилась роль «прорыва» для Европы по образцу крупнейшего в мире Массачусетского технологического института (МТИ) в США. В результате была пересмотрена стратегия научных исследований, на базе которой сформирована «7-я рамочная программа» на 2007;2013гг. Совместные Европейские ресурсы на научные исследования и инновации подскочили сразу же на 40% и составили 50,5 млрд евро.
В качестве координаторов научных исследований выступают Европейский исследовательский совет и Европейский научный фонд. Названные организации обладают крупными бюджетными ресурсами, которые вкладываются, в первую очередь, в «треугольник знаний» на жесткой конкурсной основе.
Пример Евросоюза в сфере реализации «треугольника знаний» является поучительными для Украины. Согласно отчету Всемирного экономического форума (Швейцария) за 2006 г. Украина опустилась с 68-го на 78-е место в рейтинге «Глобальной конкурентоспособности». Для определения Индекса глобальной конкурентоспособности все страны были разбиты на группы в зависимости от уровня их развития. В первую группу включены страны «начальной» стадии развития, где основными факторами конкурентоспособности является сырье и дешевая рабочая сила. Вторая группа включает страны стадии «эффективного развития». На этой стадии конкурентоспособность определяется качеством высшего образования и профессиональной подготовки, а также технологической готовностью страны. Третью, высшую ступень называют стадией «инновационного развития». На этой стадии конкуренция происходит на уровне инноваций. Эксперты ВЭФ включили Украину в первую группу стран с «начальной стадией развития».
По мнению ректора НТУ «Киевского политехнического института» академика НАНУ Михаила Згуровского, «нынешнее поколение украинских политиков и управленцев еще не готово к восприятию лучшего европейского и мирового опыта. Наоборот, его (поколения) практические действия направлены на дальнейшее разъединение «треугольника знаний» — даже по сравнению с советскими временами. На государственном уровне демонстрируется пренебрежение к передовому университетскому образованию. Происходит ослабление университетской науки, оказывается противодействие созданию единого образовательно-научного информационного пространства и интегрированию его в европейское. Сужаются университетская автономия и академические свободы [4]. «Сползание» Украины в рейтинге глобальной конкурентоспособности на 10 пунктов М. Згуровский объясняет низким качеством государственного управления, отказом от эффективного использования высшего образования и профессиональной подготовки кадров, замедлением инновационного развития бизнеса и собственно инноваций (там же).
В сложившейся ситуации наиболее реальным вариантом для Украины являются формирование и реализация инновационно-инвестиционной модели развития экономики. В программном выступлении на заседании Верховной Рады Украины 5 сентября 2006 г. Премьер-министр В. Янукович заявил: «Наше правительство вернется к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, которое обеспечит ее ускоренный рост и согласно ему — повышение социальных стандартов» [5].
Принципиально новым этапом в развитии университетского образования в Европе является модернизация европейских университетов на основе решения Совета Европы, принятого в ноябре 2005 г. Новая стратегия направлена на максимальное использования интеллектуального потенциала, которым обладают университеты Европы (а их более тысячи). В результате появились «исследовательские университеты», целью которых является подготовка высококачественного человеческого капитала на базе современных научных исследований. В отличие от «традиционных», «исследовательские университеты» функционируют по схеме «треугольника знаний» как комплекса учебы, исследований и инноваций.
В настоящее время вузы Украины обеспечивают предоставление «массового» высшего образования. Такая система не отвечает требованиям и параметрам трех вершин «треугольника знаний». Из системы «массового» высшего образования следует выделить несколько ведущих университетов, предоставить им статус «исследовательских», открыть специальный режим финансирования и, главное, создать оптимальные условия преподавателям, научным сотрудникам и студентам. Естественно, к таким университетам должны быть предъявлены высокие требования на уровне международных стандартов, в первую очередь европейских. Такой подход явится первым этапом перехода украинского высшего образования к «экономике знаний».
Весьма интересным и поучительным является опыт образовательной реформы в Китайской Народной республике. ХV съезд Коммунистический партии Китая (1997г.) провозгласил стратегический курс: «Наука и образование приведут страну к процветанию». Политическая элита страны понимала, что программа ускоренного развития производительных сил не может быть реализована без эффективной системы массовой подготовки кадров. Реформа образования выступала как общенациональная задача. Увеличение расходов на образование в КНР приняло характер государственного приоритета — в 2003 г. они составили 3,28% ВВП. Госсовет КНР планирует увеличить расходы на образование к 2010 г. до 5, а к 2020 г. — до 7% ВВП. В результате мощных финансовых вливаний и реформ 7 китайских университетов в 2004 г. прорвались в число 200 лучших университетов мира, причем Пекинский университет занял почетное 17 место. Это — колоссальный успех высшего образования КНР. (Для сравнения: из университетов России в рейтинг вошел только МГУ им. М. В. Ломоносова, занявший 92-е место. Украинских университетов в списке нет).
Руководство КНР максимально стимулирует повышение рейтинга Пекинского университета и Синьхуа университета, в которых с 2004 г. действует 5летняя программа приглашения 100 ведущих зарубежных исследователей с беспрецедентно высокой оплатой — 10 тыс. долл. США в месяц. При таком развитии событий предполагается позиционирование этих вузов на одной ступени со Стэндфордским, Йельским и Принстонским университетами, занимающими 7−9 места в мировом рейтинге. В процессе образовательной реформы Китай показал пример высокоэффективного использования человеческого фактора и на этой основе — создания нового качества экономического роста и социального прогресса.
Сложившаяся в Украине ситуация в сферах образования, инноваций, уровня конкурентоспособности требует безотлагательной разработки новых методологических принципов и конкретных рекомендаций.
Главной проблемой является формирование и реализация инновационно-инвестиционной модели как основного фактора повышения конкурентоспособности.
В области науки и образования необходимо реализовать концепцию «треугольника знаний» — образования, исследований, инноваций.
Теоретические исследования и разработка практических рекомендаций будут продолжены в направлении формирования и реализации оптимальной модели «треугольника знаний».
конкурентоспособность страна образовательный реформа.
- 1. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002;2011 годы. Послание Президента Украины Верховной Раде Украины «Европейский выбор» // Відомості Верховної Ради. — 2002. — 50 с.
- 2. Гальчинський А. Інноваційна стратегія українських реформ / А. Гальчинський, В. Геєць, А. Кінах, В. Семіноженко. — К.: Знання України. — 2002. — 336 с.