Современные требования к стилю руководства
В современном менеджменте к стилю руководства предъявляют достаточно высокие требования. Это связано, прежде всего, с тем, что условия конкуренции между производителями, ориентация на рынок, присущие нынешней экономической системе, требуют высокого качества товаров и услуг. А это в значительной степени зависит от грамотного и эффективного управления. Они должны иметь четкое представление о том… Читать ещё >
Современные требования к стилю руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном менеджменте к стилю руководства предъявляют достаточно высокие требования. Это связано, прежде всего, с тем, что условия конкуренции между производителями, ориентация на рынок, присущие нынешней экономической системе, требуют высокого качества товаров и услуг. А это в значительной степени зависит от грамотного и эффективного управления.
Среди основных требований к стилю руководства можно привести следующие:
- · Способность управлять собой.
- · Разумные личные ценности.
- · Четкие личные цели.
- · Упор на постоянный личный рост.
- · Навык решать проблемы.
- · Изобретательность и способность к инновациям.
- · Высокая способность влиять на окружающих.
- · Знание современных управленческих подходов.
- · Способность руководить.
- · Умение обучать и развивать подчиненных.
- · Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Так видят систему требований к современному эффективному стилю управления авторы книги «Раскрепощённый менеджер» М. Вудкок и Д. Фрэнсис Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. — с. 601.
При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т. е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т. д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.
У менеджеров особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: Инфра-М, 2006. — с. 220.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1 Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
Специальные знания. | Человеческие качества. |
Понимание природы управленческого труда и процессов управления. | Владение искусством управления человеческими ресурсами организации. |
Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы. | Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными). |
Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений. | Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации. |
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени. | Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий. |
Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.
Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:
- 1. Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
- 2. Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями.
- 3. Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.
- 4. Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.
- 5. Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.
- 6. Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.
- 7. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата,
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой.
В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия.
Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:
- · высокое чувство долга и преданность делу;
- · честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- · умение четко выражать свои мысли и убеждать;
- · уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
- · способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность Мауэрс Р. Эффективное управление — М.: Финпресс, 2004. — с. 300−302.
В целом, можно сказать, что для соответствия столь высоким предъявляемым требованиям, современному руководителю необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться в профессиональном плане Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 1991. — с. 117−118.