Деловое общение.
Психологические аспекты делового общения на примере кафе "Крем"
Деловое общение процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо… Читать ещё >
Деловое общение. Психологические аспекты делового общения на примере кафе "Крем" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятия, содержание, структура, цели, виды и особенности
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения.
Деловое общение — особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат — продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.
Понятие «деловое общение» подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.
В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.
Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
- 1. Общность или целей или мотивов или деятельности.
- 2. Наличие общего социального пространствавремени: организация, группа, команда.
- 3. Взаимосвязанность участников система социальных ролей и иерархичность общения.
- 4. Регламентация форм общения.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений это получение максимальной прибыли.
Деловое общение процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно несложный процесс, поскольку с раннего детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».
Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом:
- — Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны. На одном полюсе, общение определяется его целью, на другом — получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели.
- — Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в другихобречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных.
- — Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.
Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические функции:
Связывающая — Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.
Формирующая — Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.
Подтверждающая — Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.
Эмоционально организующая — Мы. Например, как приятно работать вместе.
Таким образом, деловое общение — один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение — общение ради чего-то, лежащего, а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение — общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.
В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве — времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.
Намерения собеседников в деловом общении.
- — дать, получить нужную информацию или обменяться ею;
- — договориться по интересующему собеседников вопросу;
- — убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа действия и пр. ;
- — установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус и роли.
Конечные цели делового общения.
- — взаимопонимание,
- — деньги,
- — дело,
- — деятельность,
- — результат,
- — продуктивное сотрудничество.
Виды делового общения:
- -говорить, в том числе комплименты, хорошо публично выступать, проводить деловые беседы, умело давать устные распоряжения;
- — читать, в том числе владеть техникой скорочтения;
- -писать, в том числе и письма, приносящие «чудодейственные результаты»;
- — слушать, владеть искусством эффективного слушания;
- — вести переговоры, в том числе «переговоры без поражений»;
- — знать приемы психотехники в работе с клиентами и конкурентами.
Барьеры общения, возникающие при вступлении в контакт партнеров делового общения:
- 1) Эстетический. Первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, манере поведения, одежде
- 2) Интеллектуальный. Общение обладателей различных типов интеллекта может привести к возникновению барьеров между ними
- 3) Мотивационный. Возникают, когда собеседнику не интересны высказанные соображения или когда один человек становится для другого средством достижения утилитарных целей.
- 4). Моральный. Который не удается преодолеть человеку, в совершенстве владеющему разнообразными средствами общения.
- 5) Эмоциональный. Неприятные эмоции ослабляют способность правильно воспринимать и оценивать самые серьезные и веские аргументы в пользу той или иной точки зрения.