Факторы, определяющие способность предприятия к развитию
Конкурентный статус — конкурентная позиция (лидер, последователь, знающий свое место, бросающий вызов) и конкурентоспособность по внутренним (издержки, рентабельность) и внешним (имидж, узнаваемость марки, доля рынка) конкурентным преимуществам; Таким образом, управление развитием предприятия — это стратегическое управление взаимосвязью с внешней средой, обеспечение адекватного соответствия… Читать ещё >
Факторы, определяющие способность предприятия к развитию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Факторами, определяющими способность предприятия к существованию вообще и к успешному гибкому развитию, являются в первую очередь основные факторы производства:
- — капитал;
- — земля;
- — труд;
- — предпринимательская способность.
То есть, рациональное, продуманное, согласованное использование этих факторов в режиме реального времени — уже есть управление деятельностью и развитием предприятия. Таким образом, предпринимательская и менеджерская способность проявляется в управлении эффективностью использования капитала, людских ресурсов на имеющейся территории. Уточним, что такое капитал в широком смысле этого понятия. Капитал — это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг — сырье, материалы, средства производства (оборудование, технологии), финансовые ресурсы. Значит, управлять развитием предприятия — это перманентно обеспечивать максимально возможный экономический результат (прибыль) от использования имеющихся ресурсов за счет удовлетворения потребностей потребителей и для обеспечения качества жизни сотрудников, руководства предприятия и инвесторов. При этом необходимо постоянно обеспечивать предприятие необходимыми и лучшими ресурсами — искать наиболее выгодных и надежных поставщиков сырья и материалов, подбирать, удерживать и развивать на предприятии квалифицированный персонал за счет грамотной системы мотивации и оплаты труда, отслеживать в мировой практике или самостоятельно создавать и внедрять более совершенные технологии, искать оптимальные схемы и источники финансирования.
Таким образом, управление развитием предприятия — это стратегическое управление взаимосвязью с внешней средой, обеспечение адекватного соответствия внутренних ресурсов и возможностей потребностям и условиям внешнего окружения.
Кроме того, в мировой экономике (в условиях роста) рассматривают факторы, способствующие развитию предприятия [Макконелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ М.: ИНФРА — М, 2006. — ХХХVI]. Это:
- — фактор предложения — увеличение наличного количества ресурса, повышение его качества или расширение технических знаний, которые создают для экономики возможность призводить больший объем товаров и услуг;
- — фактор спроса — повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост, наличие которого создает увеличение производительного потенциала экономики;
- — факторы эффективности — экономический потенциал, позволяющий эффективно комбинировать ресурсы для достижения реально возможного экономического роста при данных затратах факторов предложения.
Соответственно, эти же факторы (предложения, спроса, эффективности) будут проявляться со знаком «-» и препятствовать развитию предприятия в условиях экономического спада. Но в такой ситуации задача руководства предприятия — не дать негативному влиянию этих факторов довести предприятие до банкротства, по возможности «самортизировать» их влияние за счет, например, управления издержками предприятия (операционный анализ для пересмотра ассортиментной политики и определения объема продаж и цен, обеспечивающих безубыточность, оптимизации соотношения и величины постоянных и переменных затрат, оптимизация бизнес-процессов и логистика, снижение трансакционных и административных затрат, сокращение штатов, управление дебиторской задолженностью). А также рассмотреть варианты диверсификации, искать новые рынки сбыта, изучить условия и возможность получения налоговых льгот. При необходимости применить другие антикризисные меры (оперативная реструктуризация долгов и имущества и т. п.).
Составляющие успешного управления развитием предприятия
Обобщая изложенное выше, отметим основные составляющие успешного управления развитием предприятия:
- — наличие экономического потенциала — удовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятия по результатам анализа финансовой и управленческой отчетности;
- — конкурентный статус — конкурентная позиция (лидер, последователь, знающий свое место, бросающий вызов) и конкурентоспособность по внутренним (издержки, рентабельность) и внешним (имидж, узнаваемость марки, доля рынка) конкурентным преимуществам;
- — конкурентоспособный, лояльный фирме персонал;
- — научно-исследовательский потенциал (развитость сферы НИОКР)
- — наличие у руководства стратегического мышления, способность вырабатывать гибкие стратегии и реализовывать их.