Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так в 2012 году затраты на рубль товарной продукции составили 1,09 руб., а в 2013 году планируется этот показатель снизить до 0,98 руб. В первую очередь это связано с уменьшением удельного веса материальных затрат в себестоимости товарной продукции, что в свою очередь связано с уменьшением удельного веса покупных изделий до 26% и заменой их на отечественные (более дешёвые). В то же время… Читать ещё >

Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • в) Анализ рентабельности
  • г) Оценка деловой активности.

Рассчитаем показатели платежеспособности предприятия. Они являются моментными показателями, так как определяется платёжеспособность организации по данным о ликвидных средствах и краткосрочных обязательствах на начало и конец года. Анализ финансового состояния предприятия будем проводить в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 № 81/128/65 (в редакции от 08.05.2008 № 79/99/50). В Инструкции в целях оценки финансового состояние предусмотрено использовать следующие показатели платежеспособности.

Таблица 2.3 Расчёт показателей платёжеспособности.

Показатели.

Расчет.

по баланс по постановлению № 41.

по баланс по постановлению № 19.

Коэффициент текущей ликвидности К1

К1=ОА/(КО-ДБП-РПР).

К1=ОА/(КО-РПР).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2

К2 = (СК-ВА) / (ОА).

К2 = (СК-ВА) / (ОА).

Коэффициент обесеченности финансовых обязательств активами К3

К3 = (ДО+ КО) / А.

К3 =(ДО+ КО) / А.

Примечание. ОА — оборотные активы, РПР — резервы предстоящих расходов, КО — краткосрочные обязательства, СК — собственный капитал, ВА — внеоборотные активы, ДО — долгосрочные обязательства, А — активы предприятия.

Экспресс-оценка финансового состояния предприятия за 2010;2012 года представлена в табл. 2.4.

Таблица 2.4 Оценка финансового состояния предприятия за 2010;2012гг.

Показатель.

2010 год.

2011 год.

Изменения (+; -).

2012 год.

Изменения (+; -).

1. Коэффициент текущей ликвидности, %.

2,933.

2,098.

— 0,835.

1,606.

— 0,492.

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, %.

0,659.

0,523.

— 0,136.

0,377.

— 0,146.

3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, %.

0,213.

0,271.

+0,058.

0,43.

+0,159.

Коэффициент текущей ликвидности отражает, что общество обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных долгов (за рассматриваемый период коэффициент текущей ликвидности выше нормативного (1,20));

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами выше нормативного (0,15) (за рассматриваемый период), что подтверждает финансовую устойчивость предприятия;

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств отражает, что предприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Поскольку значение указанных коэффициентов выше нормативов установленных, Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной Минфином, Минэкономики и Минстатистики и анализа Республики Беларусь (в редакции от 27.04.2007 № 69/76/52) предприятие является платежеспособным.

Ликвидность предприятия — это способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на четыре группы.

А-1. Наиболее ликвидные — к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и финансовые вложения;

А-2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам;

А-3. Медленно реализуемые активы — запасы и затраты (за исключением товаров отгруженных, выполненных этапов по незавершенным работам), налоги по приобретенным активам, прочие оборотные активы;

А-4. Труднореализуемые активы — внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П 1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями;

П 2. Краткосрочные пассивы — краткосрочные кредиты и займы П 3. Долгосрочные пассивы — долгосрочные кредиты и займы П 4. Постоянные пассивы — раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса, резервы предстоящих расходов.

Группировка активов и пассивов предприятия по степени ликвидности представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5 Группы ликвидности активов и пассивов предприятия, млн. руб.

Обозначение.

Наименование активов/пассивов.

Активы.

А 1.

Наиболее ликвидные.

264,7.

217,5.

А 2.

Быстрореализуемые.

317,3.

А 3.

Медленнореализуемые.

6,3.

118,1.

А 4.

Труднореализуемые.

341,1.

362,1.

Пассивы.

П 1.

Наиболее срочные обязательства.

32,1.

227,9.

П 2.

Краткосрочные пассивы.

161,1.

;

;

П 3.

Долгосрочные пассивы.

;

;

;

П 4.

Постоянные (устойчивые) пассивы.

531,8.

615,5.

Для определения ликвидности сопоставим итоги приведенных групп по активу и пассиву в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Сопоставление групп пот активу и пассиву баланса.

Обозначение.

2006 год.

2007 год.

2008 год.

А 1>П 1.

264,7>32,1.

217,5<227,9.

116<500.

А 2>П 2.

317,3>161,1.

163>0.

428>0.

А 3>П 3.

6,3>0.

118,1>0.

259>0.

А 4<�П 4.

341,1<531,8.

362,1<615,5.

359<500.

Ликвидность баланса за 2011 и 2012 года считается недостаточной, т.к. нарушалось первое неравенство, т. е. А 1>П 1(соотношение текущих платежей и поступлений). Соотношение, А 2>П 2 отражает тенденцию к увеличению текущей ликвидность в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в более отдаленном будущем, суммы поступлений будут увеличиваться.

Среди основных показателей, которые позволяют оценить ликвидность предприятия можно выделить следующие:

  • — величина собственных оборотных средств (собственный капитал — внеоборотные активы);
  • — коэффициент абсолютной ликвидности ((финансовые вложения + денежные средства)/ краткосрочные обязательства);
  • — чистый оборотный капитал (оборотные активыкраткосрочные обязательства).

Данные этих показателей представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7 Оценка ликвидности.

Изменение, (+,-).

Изменение (+,-).

1. Величина собственных оборотных средств, млн. руб.

190,7.

253,4.

+62,7.

+49,6.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности, %.

0,55.

0,55.

_.

0,23.

— 0,32.

3. Чистый оборотный капитал, млн. руб.

373,5.

— 174,5.

+104.

Если величина собственных оборотных средств в 2011 году увеличилась на 62,7 млн руб., а чистый оборотный капитал уменьшился на 174,5 млн руб., то в 2012 году эти показатели увеличились (величина собственных оборотных средств на 49,6 млн руб., чистый оборотный капитал — 104 млн руб.). Коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,55 и 0,23 в 2011 и 2012 годах соответственно при нормативном значении 0,2.

Финансовая устойчивость — это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Показатели финансовой устойчивости предприятия представлены в табл. 2.8.

Рассмотрим финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия (в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств), а также уравновешенности активов и пассивов предприятия. Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитаем следующие показатели:

  • 1) коэффициент финансовой автономии (или независимости) — это удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
  • 2) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) — отношение собственного капитала и долгосрочного к общей валюте баланса;
  • 3) коэффициент соотношения собственных и привлечённых средств (коэффициент платежеспособности) — отношение собственного капитала к заемному;
  • 4) доля дебиторской задолженности в активе баланса — отношение дебиторской задолженности к общей валюте баланса;
  • 5) коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

Чем выше уровень показателей 1,2 и 3 коэффициентов и ниже 4 и 5 тем устойчивее финансовое положение предприятия. Для расчета коэффициент будем использовать данные годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс) за 2010;2012 года.

Таблица 2.8 Оценка финансовой устойчивости предприятия.

Показатель.

2010 год.

2011 год.

Изменение (+, -).

2012 год.

Изменение (+, -).

1. Коэффициент автономии, %.

58,5.

73,2.

+14,7.

— 16,2.

2. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости, %.

58,5.

73,2.

+14,7.

— 16,2.

3. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств, %.

290,9.

220,4.

— 70,5.

132,4.

— 88.

4. Доля дебиторской задолженности в активе баланса, %.

23,5.

19,3.

— 4,2.

28,3.

+9.

5. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности, %.

14,9.

171,2.

+156,3.

151,9.

— 19,3.

Снижение значения коэффициента соотношения собственных и привлеченных средств за анализируемый период свидетельствует об увеличении зависимости от внешних инвесторов и кредиторов. Удельный вес дебиторской задолженности в 2011 году уменьшился на 4,2 процентных пункта и составил 19,3%, а в 2012 году увеличился на 9 процентных пункта.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Основные показатели рентабельности можно объединить в две группы:

  • 1. Показатели рентабельности капитала.
  • 2. Показатели рентабельности продукции: рентабельность продукции; рентабельность продаж.

Таблица 2.9 Анализ рентабельности за 2010 — 2012 гг.

Показатель.

2010 год.

2011 год.

Изменение (+,-).

2012 год.

Изменение (+,-).

1. Рентабельность активов, %.

10,4.

41,8.

+31,4.

6,7.

— 35,1.

2. Рентабельность собственного капитала, %.

18,8.

63,7.

+44,9.

10,6.

— 34,3.

3. Рентабельность продукции, %.

24,8.

2,03.

— 22,77.

0,6.

— 1,43.

4. Рентабельность продаж, %.

16,4.

1,6.

— 14,8.

0,5.

— 1,1.

Прибыль, приносимая всеми без исключения средствами предприятия, имеет тенденцию к снижению. Об этом свидетельствует уменьшение рентабельности активов. Так же снижается эффективность использования имущества находящегося в собственности предприятия. Если в 2011 году рентабельность собственного капитала составляла 67,3%, то в 2012 году только 10,6%. Рентабельность продукции и продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 22,77 и 14,8 процентных пунктов соответственно. В 2008 году эти показатели еще снизились и составили 0,6% и 0,5% соответственно.

На основании анализа финансово-экономических результатов хозяйственной деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» за 2010 — 2011 года можно сказать:

  • — предприятие является платежеспособным;
  • — ликвидность предприятия в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась;
  • — прибыль ЗАО «Бобруйскмебель» имеет тенденцию к росту, однако, эффективность её использования снизилась, о чем свидетельствует снижение рентабельность активов.

Определим целевой рынок для ЗАО «Бобруйскмебель», который представляет сегмент рынка, на котором предприятие сосредоточивает свои основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга показателями предпочтительности, ответных реакций и доходности. ЗАО «Бобруйскмебель» должно сконцентрировать усилия и энергию на сегментах, которые она может обслужить лучше всего с конкурентной точки зрения. Для каждого из отобранных целевых сегментов нужно разработать отдельную стратегию маркетинга.

Сегментация рынка по цене и географическому расположению регионов предприятием ЗАО «Бобруйскмебель» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Географическая и ценовая сегментация рынка.

Рынок.

Стратегия.

Ценовая политика.

Ценовая политика.

Рынок сборочной мебели.

Стратегия лидера.

Юго-Восточная Азия.

Цена конкурентных преимуществ.

Стратегия расширения сбыта.

Российская Федерация.

Минимальная торговая надбавка.

Рынок элитной мебели.

Стратегия второго поставщика.

Юго-Восточная Азия.

Средняя цена региона.

Стратегия расширения сбыта.

Республика Беларусь, Россия.

Минимальная торговая надбавка.

Рынок стройматериалов.

Стратегия освоения рынков.

Регион Ближнего Востока и Индии.

Средняя цена региона.

Стратегия второго поставщика.

Российская Федерация.

Средняя цена региона.

Ценовые стратегии ЗАО «Бобруйскмебель» во многом определяются тем, что у предприятия существует два реальных конкурента: ОАО «Молодечномебель» и Минский производитель ЗАО «Минскмебель».

Пока у предприятия положение на рынке устойчивое, оно имеет высокий престиж в деловом мире и лидирует по объему продаж в своём сегменте.

2.3 Анализ организации планирования (форм планирования и видов планов)

В результате осуществления текущего планирования на ЗАО «Бобруйскмебель» разрабатываются следующие документы: план отчета о прибылях и убытках (приложение Б) и план бухгалтерского баланса (приложение А).

Также на ЗАО «Бобруйскмебель» планирование осуществляется путем разработки прогноза издержек на производство и обращения, снижение затратоемкости и материалоемкости (приложение Е).

Так в 2012 году затраты на рубль товарной продукции составили 1,09 руб., а в 2013 году планируется этот показатель снизить до 0,98 руб. В первую очередь это связано с уменьшением удельного веса материальных затрат в себестоимости товарной продукции, что в свою очередь связано с уменьшением удельного веса покупных изделий до 26% и заменой их на отечественные (более дешёвые). В то же время планируется увеличение удельного фонда оплаты труда до 32% в общей массе расходов, что должно привести к увеличению производительности труда на 28,6%. Не изменят своей удельной массы в общем объёме затрат в 2013 году такие важные статьи затрат, как амортизационные отчисления (3%), теплои энергозатраты на единицу товарной продукции (соответственно 1% и 4%).

Рассмотрим модель внутрифирменного планирования на ЗАО «Бобруйскмебель».

Основными этапами процесса внутрифирменного планирования на исследуемом предприятии являются:

  • 1. Анализ финансовых результатов за предыдущий период и ожидаемого выполнения финансового плана текущего периода. Для этого финансовые менеджеры ЗАО «Бобруйскмебель» используют основные документы финансовой отчетности предприятия.
  • 2. Рассмотрение и изучение торговых и маркетинговых показателей, на основе которых будут рассчитываться плановые финансовые показатели.
  • 3. Разработка основных прогнозных документов, таких как прогноз бухгалтерского баланса, бюджет движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам.
  • 4. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных документов посредством составления текущих финансовых планов (бюджетов) и осуществление текущего планирования.

Завершается процесс планирования на ЗАО «Бобруйскмебель» практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

Вся система внутрифирменных планов ЗАО «Бобруйскмебель» разрабатывается на основе программы развития предприятия с детализацией по показателям, составляемой плановым отделом. В этом документе приведены основные фактические и планируемые технико-экономические показатели, такие как: показатели производительности труда, величины себестоимости, а также планируемая прибыль предприятия.

В условиях рынка система внутрифирменного планирования и прогнозирования ЗАО «Бобруйскмебель» призвана обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, т. е. призвана обеспечить гибкое развитие предприятия.

В этих условиях планирование позволяет обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения целей на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия.

С развитием рыночных отношений планирование стало невозможным без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием; и ЗАО «Бобруйскмебель» в 2002 году внедрило и успешно развивает систему внутрифирменных финансовых бюджетов.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, заемные).

Функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Финансовые службы предприятия ЗАО «Бобруйскмебель» составляют бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу.

Бюджет движения денежных средств на исследуемом предприятии составляется с целью планирования его денежных потоков. Необходимость составления данного бюджета на предприятии ЗАО «Бобруйскмебель» вызвана тем обстоятельством, что реальные притоки и оттоки денежных средств на предприятии не совпадают с суммами объемов продаж или с суммами плановых затрат. Это вызвано следующими причинами:

  • · момент отгрузки продукции не совпадает с моментом оплаты;
  • · момент поступления на предприятие приобретенных товаров, работ, услуг не совпадает с моментом их оплаты;
  • · затраты труда «вливаются» в стоимость продукции непрерывно, а фактическая их оплата осуществляется 2 раза в месяц, а также необходимо раз в месяц отчуждать средства для оплаты налогов.

В результате в одни моменты времени предприятие испытывает дефицит денежных средств, в другие имеет временно свободные денежные средства. Бюджет движения денежных средств позволяет спланировать сроки и размер временного недостатка денежных средств, а также эффективно распорядиться временно свободными денежными средствами.

Поскольку основная деятельность ЗАО «Бобруйскмебель» (производство мебели) — главный источник прибыли, она формирует наибольший денежный поток. Инвестиционная и финансовая деятельность имеют для данного предприятия вспомогательное значение. Денежные поступления от основной деятельности исследуемого предприятия включают в себя:

  • · денежную выручку от реализации продукции в текущем периоде;
  • · погашение дебиторской задолженности;
  • · авансы, полученные от покупателей.

Расходование денежных средств в рамках операционной деятельности включает в себя:

  • · платежи поставщикам и подрядчикам;
  • · расходы на оплату труда;
  • · налоговые платежи;
  • · уплату процентов за кредит;
  • · выданные авансы.

Инвестиционная деятельность ЗАО «Бобруйскмебель» включает в себя поступление и выбытие денежных средств, связанные с приобретением, продажей основных средств и нематериальных активов.

Финансовая деятельность данного предприятия включает поступление денежных средств в результате получения кредитов, а также расходование, связанное с погашением задолженности по ранее полученным кредитам. Она призвана увеличить денежные средства предприятия для финансирования основной и инвестиционной деятельности.

Управление денежными потоками предприятия ЗАО «Бобруйскмебель» на этапе оперативного финансового планирования осуществляется при помощи использования бюджета движения денежных средств. При этом данный бюджет составляется в формате отчета о движении денежных средств.

Финансовым службам предприятия бюджет движения денежных средств позволяет:

  • · получить целостное представление о совокупной потребности предприятия в денежных средствах;
  • · принимать решения о наиболее рациональном использовании финансовых ресурсов;
  • · своевременно определять потребность в размере и сроках привлечения заемных средств.

На первом этапе составления бюджета движения денежных средств определяется поступление и расходование денежных средств от операционной деятельности предприятия, так как результаты планирования такого денежного потока используются при планировании инвестиций и определении источников финансирования.

Определению плановых значений поступлений денежных средств от операционной деятельности предшествует определение плановых поступлений денежных средств от реализации продукции предприятия (непосредственно из договоров с потребителями, так как продукция ЗАО «Бобруйскмебель» реализуется и на основании заказов в том числе). Для оценки плановых значений расходования денежных средств необходимо спланировать движение кредиторской задолженности, в которой наибольший удельный вес занимают плановые платежи поставщикам и подрядчикам. Остальные платежи по операционной деятельности (оплата труда, налоговые платежи) предприятие производит по заранее составленному графику, поэтому их легко планировать.

На втором этапе составления бюджета движения денежных средств определяют денежные поступления и расходы предприятия от инвестиционной деятельности. Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития предприятия, с учетом поступления денежных средств от операционной деятельности или из других источников. Поступление денежных средств по инвестиционной деятельности определяют исходя из планируемых доходов от продажи основных фондов.

На третьем этапе определяют денежные поступления и расходы предприятия от финансовой деятельности. Планирование денежных поступлений осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для операционной и инвестиционной деятельности ЗАО «Бобруйскмебель». Размер денежных займов определяют в соответствии с решениями о заимствованиях, при этом краткосрочные займы предприятие получает для покрытия так называемого кассового разрыва (для финансирования краткосрочных потребностей). Для долгосрочных заимствований, которые связаны с получением долгосрочных кредитов, требуются соответствующие обоснования. Расходы на финансовую деятельность предприятия обусловлены кредитными договорами, поэтому их определение не связано с процессом планирования.

Дефицит денежных средств может привести к массе негативных последствий для исследуемого предприятия, к числу которых можно отнести:

  • · задержки в выплате заработной платы работникам ЗАО «Бобруйскмебель»;
  • · рост кредиторской задолженности поставщикам и бюджету;
  • · снижение ликвидности активов предприятия.

На исследуемом предприятии используются следующие направления использования временно свободных денежных средств: вложения в производство (например, приобретение нового оборудования), увеличение запасов товарно-материальных ценностей, вложения в совместные проекты.

Для наиболее эффективного управления денежными потоками, дополнительно к бюджету движения денежных средств, обособленное подразделение составляет такие инструменты оперативного планирования финансовой деятельности предприятия как: платежный календарь и кассовый план.

Платежный календарь ЗАО «Бобруйскмебель» приводит в соответствие сроки поступления денежных средств на данное предприятие со сроками платежей по его обязательствам. В этом документе наглядно показана динамика платежей, что позволяет финансовой службе предприятия оперативно синхронизировать поступления и расходования денежных средств и обеспечивать соблюдение приоритетов платежей. На предприятии ЗАО «Бобруйсмебель» платежный календарь составляется на месяц с разбивкой по декадам.

Информационным обеспечением для составления платежного календаря исследуемого предприятия являются:

  • · плановые материалы — относительно выпуска и реализации продукции;
  • · сметы затрат на производство продукции и договора с поставщиками и подрядчиками;
  • · сроки выплат, связанных с оплатой труда работников предприятия;
  • · сроки налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • · кредитные договора с коммерческими банками;
  • · данные бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;
  • · выписки банков из счетов предприятия.

Разработка платежного календаря имеет огромное значение для финансовой деятельности ЗАО «Бобруйскмебель». Действующая система и сроки платежей в бюджет, и внебюджетные фонды, порядок расчетов с поставщиками, сроки выплаты заработной платы работникам, условия оплаты по кредитам банков требуют от обособленного подразделения постоянного учета соотношения объема поступающих денежных средств с их расходованием, причем не, только в целом за определенный период (год, квартал, месяц), а с учетом конкретных сроков их поступления и потребности в них. То есть финансовые службы исследуемого предприятия интересует состояние его финансовых ресурсов не только за определенный период, но и на конкретную дату. Такую информацию ЗАО «Бобруйскмебель» имеет, составляя платежные календари.

Кассовый план или план оборота наличных денежных средств ЗАО «Бобруйскмебель» отображает поступление и выплату наличности через кассу предприятия. Кассовый план необходим обособленному подразделению для контроля за поступлением и расходованием наличных денежных средств.

На ЗАО «Бобруйскмебель» кассовый план составляется на квартал. Он необходим предприятию для того, чтобы как можно точнее представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размеров других выплат.

За 45 дней до начала планируемого периода финансовые службы исследуемого предприятия подают кассовый план в обслуживающий банк (это регламентировано в договоре о расчетно-кассовом обслуживании), в противном случае, ЗАО «Бобруйскмебель» не сможет своевременно рассчитаться с работниками по заработной плате.

При составлении кассового плана финансовые службы предприятия используют такие исходные данные:

  • · ожидаемые выплаты из фонда заработной платы;
  • · информация о продаже работникам продукции предприятия;
  • · ведомости о расходах на командировки;
  • · ведомости о других поступлениях и выплатах наличных денежных средств.

В настоящее время значение кассового плана в финансовой деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» снижается, так как предприятие приняло решение выплачивать заработную плату работникам, денежные средства на командировочные расходы путем перечисления их на банковские пластиковые карты.

Для планирования прибыли и, следовательно, рентабельности предприятия, финансовая служба ЗАО «Бобруйскмебель» составляет бюджет доходов и расходов. Знать размеры прибыли заблаговременно чрезвычайно важно для разработки планов эффективного использования прибыли для целей инвестирования, погашения банковских кредитов и займов и пр.

Кроме бюджета денежных средств и бюджета доходов и расходов, плановый отдел ЗАО «Бобруйскмебель» разрабатывает и использует бюджет по балансовому листу. Он представляет собой прогноз бухгалтерского баланса. Бюджет по балансовому листу содержит важную управленческую информацию для данного предприятия: он позволяет заблаговременно оценить финансовую устойчивость шахты, ликвидность ее активов, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение собственных и заемных средств и другие показатели. На основании таких оценок можно разработать и осуществить разнообразные меры, направленные на повышение эффективности деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» (по взысканию дебиторской задолженности, по размещению временно свободных денежных средств, по увеличению собственного капитала, по уменьшению запасов и т. д.).

Результаты расчетов показывают, что уровень ликвидности предприятия очень низкий, но по бюджету балансового листа эти показатели несколько оптимизированы. Данные показатели определяют степень покрытия текущих обязательств компании за счет ликвидных активов. Низкий уровень значений этих показателей свидетельствует о том, что предприятие не может покрыть свои краткосрочные обязательства за счет оборотных средств. В то же время ЗАО «Бобруйскмебель» отличается высоким уровнем соотношения собственных и заемных средств, что является благоприятным фактором для предприятия.

ЗАО «Бобруйскмебель» в текущем году запланировало следующие финансово-экономические показатели.

Таблица 2.10 Прогноз и оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

2011 г. (отчет).

2012 г. (оценка).

  • 2013 г.
  • (прогноз)
  • 1
  • 1.1.
  • 1.2.
  • 1.4.
  • 1.5.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

Рентабельность:

собственных средств.

инвестиций.

продаж.

реализованной продукции.

  • 11,3
  • 3,02
  • 30,8
  • 44,6
  • 13,0
  • 4,1
  • 31,3
  • 45,53
  • 14,2
  • 6,7
  • 33,0
  • 46,1
  • 2
  • 3
  • 4

Коэффициент финансовой независимости.

Коэффициент финансовой напряженности.

Коэффициент структуры капитала.

  • 0,71
  • 0,29
  • 0,40
  • 0,65
  • 0,35
  • 0,53
  • 0,73
  • 0,27
  • 0,38
  • 5
  • 5.1.
  • 5.2.
  • 5.3.
  • 5.4.
  • 5.5.
  • 6

Коэффициенты оборачиваемости:

всего капитала.

собственных средств.

заемных средств.

дебиторской задолженности.

кредиторской задолженности Коэффициент текущей ликвидности.

  • 0,42
  • 0,59
  • 1,46
  • 8,55
  • 10,91
  • 1,15
  • 0,48
  • 0,75
  • 1,39
  • 9,49
  • 11,91
  • 1,83
  • 0,47
  • 0,66
  • 1,72
  • 11,20
  • 14,28
  • 2,1

Рентабельность продаж и реализованной продукции возросли в отчетном периоде, специалисты-аналитики организации прогнозируют в текущем году рентабельность ещё выше отчетного на несколько пунктов. Среди прочих финансовых показателей (показатели автономии) предприятия наблюдается четкая тенденция. Значение данных показателей колеблется в зависимости от средств предприятия на балансе. Так как предприятие планирует привлечь средства на баланс, значения показателей ухудшаются. Однако это не всегда влияет отрицательно на финансовое состояние предприятия. Коэффициент ликвидности на исследуемом объекте носит допустимый характер.

2.4 Результат анализа

По результатам исследования системы планирования ЗАО «Бобруйскмебель» можно сделать следующие выводы:

1. ЗАО «Бобруйскмебель» использует в своей хозяйственной деятельности систему внутрифирменного планирования.

Основными этапами процесса внутрифирменного планирования на исследуемом предприятии являются:

  • — Анализ финансовых результатов за предыдущий период и ожидаемого выполнения финансового плана текущего периода. Для этого финансовые менеджеры ЗАО «Бобруйскмебель» используют основные документы финансовой отчетности предприятия.
  • — Рассмотрение и изучение торговых и маркетинговых показателей, на основе которых будут рассчитываться плановые финансовые показатели.
  • — Разработка основных прогнозных документов, таких как прогноз бухгалтерского баланса, бюджет движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам.
  • — Уточнение и конкретизация показателей прогнозных документов посредством составления текущих финансовых планов (бюджетов) и осуществление текущего планирования.
  • 2. Финансовые службы данного предприятия составляют такие текущие и оперативные финансовые планы: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогноз по балансовому листу, платежный календарь и отчёт о прибылях и убытках.
  • 3. Внедрение системы внутрифирменного планирования благоприятно влияет на процесс хозяйственной деятельности предприятия, несмотря на то, что результатом деятельности предприятия по-прежнему является убыток. Финансовое планирование позволяет:
    • — обеспечить хозяйственную деятельность необходимыми финансовыми ресурсами;
    • — определить потребность предприятия в денежных средствах (в том числе, заемных);
    • — мобилизировать внутренние резервы улучшения финансового результата деятельности;
    • — контролировать финансовое состояние, ликвидность и платежеспособность предприятия.
  • 3. Предложения по развитию внутрифирменного планирования на предприятии
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой