Список литературы.
Оценка результатов труда персонала.
Уровни оценки и основные подходы
Данная трактовка свидетельствует о том, что кадры — более узкое понятие нежели персонал, т.к. включает лишь квалифицированных штатных работников. Персонал организации — совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики: учеб. пособие / А… Читать ещё >
Список литературы. Оценка результатов труда персонала. Уровни оценки и основные подходы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина. — М.: Юнити, 2007. — 327 с.
- 2. Балашов Ю. К. Оценка персонала — основа кадровой политики зарубежных фирм / Ю. К. Балашов // Кадры предприятия. — 2003. — № 9. — С.23−28.
- 3. Волгин Н. А. Экономика труда и социальные отношения / Н. А. Волгин, Б. В. Ракитский. — М.: Гардарики, 2005. — 277с.
- 4. Дятлов В. А. Как оценить специалиста? / Дятлов В. А. // Управление персоналом. 2006. — № 9. — С.18−25.
- 5. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учеб. / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра-М, 2008. — 304 с.
- 6. Марр Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под. ред.Г. Шмидта. — М.: Издат-во МГУ, 2007. — 528 с.
- 7. Нечаева И. И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала / И. И. Нечаева // Труд и социальные отношения. — 2005. — № 4 (8). — С.69−72.
- 8. Ниязмамедов Р. Т. Рынок труда и оценка персонала как фактор его развития: автореф. дис. канд. эк. наук / Р. Т. Ниязмамедов. — М., 2004. — 24 с.
- 9. Оганесян И. А. Управление персоналом организации / И. А. Оганесян. — М.: Вильямс, 2008. — 390 с.
- 10. Одегов Ю. Г. Управление персоналом: учебник для вузов / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. — М.: Финстатинформ, 2007. — 332 с.
- 11. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики: учеб. пособие / А. И. Турчинов. — М.: Вильямс, 2008. — 310 с.
- 12. Федосеев, В. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин. — М., 2003. — 368 с.
- 13. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: уч. пособие для вузов / Ю. А. Цыпкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 506 с.
Приложения
Приложение A
Варианты трактовки понятий «персонал» и «кадры»
№ п/п. | Трактовка понятия. | Автор и источник. | Авторский комментарий к трактовке. |
1. | Персонал — состав работников организации, предприятия, учреждения, который посредством своей квалификации должен обеспечивать достижение их цели. | Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика. С. 230. | Определение слишком обширное и не содержит уточнений (штатные или нет, и др.). |
2. | Кадры — основной квалифицированный состав персонала организации, 4 находящийся в ее штате. | Турчинов А. И Профессионализация и кадровая политика, С. 227. | Данная трактовка свидетельствует о том, что кадры — более узкое понятие нежели персонал, т.к. включает лишь квалифицированных штатных работников. |
3. | Персонал — личный состав, учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. | Цыпкин Ю. А. Управление персоналом С. 432. | Определение не совсем корректно, т.к. слишком широко и содержит требующие уточнения термины. |
4. | Кадры — основной (штатный) состав работников учреждения, предприятия той или иной отрасли деятельности; все постоянные работники. | Цыпкин Ю. А. Управление персоналом С. 428. | Определение совпадает с точкой зрения ряда авторов. Считаем его полным. |
5. | Персонал, или кадры, представляет собой штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. | Оганесян И. А Управление персоналом организации, С. 13. | Не весь персонал является штатным. Несколько неточное трактование понятия. |
6. | Персонал организации — совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. | Н.А. Волгин, Б. В. Ракитский Экономика труда и социальные отношения, (курс ключевых лекций), С. 79. | Понятие носит целевую в определенной степени — одностороннюю юридическую трактовку. |
7. | Персонал — совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. | Т.Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, Управление персоналом, С. 547. | Наиболее приемлемая трактовка. |
Приложение B
Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда персонала
Факторы. | Содержание факторов. |
Естественно-биологические. | Пол Возраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Климат Географическая среда Сезонность и другие. |
Социально-экономические. | Состояние экономики Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы Квалификация работников Мотивация труда Уровень жизни Уровень социальной защищенности и другие. |
Технико-организационные. | Характер решаемых задач Сложность труда Состояние организации производства и труда Условия труда Объем и качество получаемой информации Уровень использования научно-технических достижений. |
Социально — психологические. | Отношение к труду Психофизиологические состояние работника Моральный климат в коллективе и другие. |
Рыночные. | Развитие многоукладной экономики Развитие предпринимательства Уровень и объем приватизации Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либеризация цен Акционирование организаций Инфляция Банкротство Безработица. |
Приложение C
Основные методы оценки результатов труда управленческих работников
Наименование метода. | Краткая характеристика метода. |
Управление по целям. | Основан на оценке достижения работником целей, намеченных совместно руководителем и его подчиненным на конкретный период времени. |
Метод шкалы графического рейтинга. | Основан на проставлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество работы, качество работы, инициативность, сотрудничество, надежность и другие. Оценка соответствует рейтингу. Для повышения эффективности шкалы оценок составляются более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера. |
Вынужденный выбор | Основан на отборе наиболее характерных для данного работника характеристик (описаний), соответствующих эффективной и неэффективной работе. На основе бальной шкалы рассчитывается индекс эффективности. Используется руководством, коллегами, подчиненными для оценки результативности труда работников. |
Описательный метод. | Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям: количество работы, качество работы, знание работы, личные качества, инициативность и другие с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда. |
Метод оценки по решающей ситуации. | Основан на использовании списка описаний «правильного» и неправильного поведения работника в отдельных ситуациях, так называемых решающих ситуациях. Оценщик ведет журнал, в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используется в оценках, выносимых руководством, а не коллегами или подчиненными. |
Метод шкалы рейтинговых поведенческих установок. | Основан на использовании решающих ситуаций (5−6), из которых выводятся характеристики результативности труда (от 6 до 10). Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам. |
Метод шкалы наблюдения за поведением. | Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат. |
Приложение D
Индивидуальный план развития
Ф. И.О. _________________. | |
Должность: _____________. | Подразделение: _______________. |
Самооценка применительно к занимаемой должности:
План совершенствования:
|
Приложение E
Форма аттестационного листа
Вес. | Фактор | Оценка. | Комментарий. |
30%. | Качество работы Аккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества. | ||
10%. | Планирование Способность разрабатывать и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся условиям. | ||
25%. | Организация Способность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов. | ||
15%. | Руководство/Лидерство Способность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению. | ||
10%. | Коммуникация Способность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме. | ||
10%. | Отношение к работе Ответственность, способность работать с большой нагрузкой. | ||
Итоговая оценка: П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо) НО (ниже ожидаемого) Н (неудовлетворительно) Комментарии: |
Приложение F
Анкета «Ваше отношение к проведению аттестации и оценки персонала?»
- 1. Сколько лет Вы работаете в данной организации?
- а) менее 5 лет;
- б) 5−10 лет;
- в) 10−15 лет;
- г) более 15 лет.
- 2. Сколько раз Вы проходили аттестацию?
- 3. В качестве кого Вы участвовали в аттестации?
- а) только аттестуемого;
- б) аттестуемого и члена аттестационной комиссии;
- в) аттестуемого и члена профсоюза.
- 4. Какая оценка была дана Вашей работе при последней аттестации?
- а) отлично;
- б) хорошо;
- в) удовлетворительно;
- г) неудовлетворительно.
- 5. Готовитесь ли Вы к аттестации заранее?
- а) да;
- б) нет;
- в) не вижу необходимости.
- 6. Как конкретно готовитесь?
- а) изучаю специальную и дополнительную литературу;
- б) «зубрю» билеты;
- в) делаю «шпаргалки» ;
- г) готовлюсь психологически;
- д) ничего не предпринимаю.
- 7. Кто формирует аттестационную комиссию?
- а) начальник;
- б) все проходят отбор и назначают лучших;
- в) аттестацией занимаются специально обученные специалисты.
- 8. Как Вы понимаете назначение аттестации?
- а) обязательная формальность;
- б) необходимость перестановки кадров;
- в) перераспределение финансов;
- г) повышение профессиональных качеств и продвижение по службе;
- д) не знаю;
- е) Ваш вариант.
- 9. Устраивает ли Вас методика проведения аттестации в Вашей организации?
- а) да;
- б) нет;
- в) не знаю.
- 10. Что конкретно Вас не устраивает?
- а) методика несовершенна;
- б) психологическая атмосфера при проведении аттестации;
- в) как преподносятся результаты аттестации;
- г) нет системы поощрений для лучших;
- д) высокая доля формализма;
- е) содержание билетов;
- ж) Ваш вариант.
- 11. Хотели бы Вы участвовать в разработке методики проведения аттестации?
- а) да;
- б) нет;
- в) не знаю;
- г) есть белее компетентные люди.
- 12. Какие направления Вы бы предложили?
- 13. Согласны ли Вы с утверждением, что аттестацию должны проводить специалисты?
- а) да;
- б) нет;
- в) не знаю;
- 14. В чем, по-вашему, преимущества проведения аттестации людьми «со стороны» ?
- 15. Чего Вы ждете от следующей аттестации?
Спасибо за работу!