Введение.
Методика формирования навыков устных вычислений младших школьников
В нашу жизнь прочно вошел калькулятор. Да, он нам помогает быстро и надежно выполнять очень многие вычисления, позволяет не отвлекаться на запоминание промежуточных результатов, освобождает от знания табличных случаев вычислений. С одной стороны, это хорошо, так как мы избавляемся от многих рутинных операций. Но, с другой стороны, в работе и быту постоянно возникает необходимость в разного рода… Читать ещё >
Введение. Методика формирования навыков устных вычислений младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В нашу жизнь прочно вошел калькулятор. Да, он нам помогает быстро и надежно выполнять очень многие вычисления, позволяет не отвлекаться на запоминание промежуточных результатов, освобождает от знания табличных случаев вычислений. С одной стороны, это хорошо, так как мы избавляемся от многих рутинных операций. Но, с другой стороны, в работе и быту постоянно возникает необходимость в разного рода вычислениях, а пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и бывают ситуации, когда доставать калькулятор не очень удобно.
Очень часто гораздо проще сложить в уме, чем набрать на калькуляторе, за которым еще надо тянуться. В своей работе мы хотим показать, что наряду с применением современных вычислительных средств, в подходящих случаях было бы целесообразно воспользоваться некоторыми способами устных вычислений. Использование простейших методов устных вычислений снижает утомляемость, развивает внимание и память, воспитывает умение сосредоточиться, повышает культуру вычислений. Применение рациональных методов вычислений необходимо для повышения производительности труда, точности и быстроты подсчетов, которые могут быть достигнуты только при рациональном использовании методов и средств механизации вычислений, а также при правильном использовании способов устного счета.
Одна из основных задач обучения математике в начальных классах — формирование у учащихся сознательных вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Чтобы успешно обучать математике учащихся начальных классов, начинающий учитель должен овладеть методикой преподавания математики в начальных классах и на этой основе приступить к творческой самостоятельной работе. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Необходимость вооружения учащихся прочными вычислительными навыками обосновывает важность выбранной темы для изучения.
Объект исследования — процесс формирования навыков устных вычислений младших школьников.
Предмет исследования — методика формирования навыков устных вычислений младших школьников.
Известны случаи феноменальных способностей в устном счете отдельных людей. Так ими обладали некоторые ученые (Андре Ампер, Карл Гаусс) и далекие от математики люди (Арон Чиквашвили, Арраго, Давид Гольдштейн, Игорь Шелушков, Горный (Яшков) Юрий Гаврилович, Борислав Гаджански, Вильям Клайн, Луи Флери, Мадемуазель Осака, Урания Диамонди). Некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях, другие доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и раскрывали эти законы. На самом деле этим людям присущи как врожденные способности, так и знания приемов рациональных вычислений.
Цель данной курсовой работы — обобщить сложившуюся систему работы по формированию вычислительных навыков; установить рациональные приемы устного счета для облегчения вычислений младших школьников, чтобы в дальнейшем найти практическое применение этим приемам на уроках и во внеурочное время.
Задачи исследования:
- — раскрыть понятие что такое «вычислительный навык», дать его основные характеристики и выделить этапы формирования вычислительного навыка;
- — охарактеризовать классификацию вычислительных приемов по общности теоретической основы;
- — изучить рациональные приемы устного сложения и вычитания;
- — провести наблюдение за учащимися 1 «Б» класса МАОУ «Лицей № 37» по сформированности навыков устных вычислений;
- — разработать методические рекомендации по организации устных вычислений на уроках математики;
Методы исследования: изучение и анализ психолого — педагогической литературы по проблеме изучения приемов устных вычислений на уроках математики в начальных классах; наблюдение; метод сравнения и сопоставления результатов; обобщение.
Курсовая работа состоит из: введения, основной части, включающей теоретическую и практическую главы, заключения, списка использованных источников. В числе информационных источников использованы научные источники (данные и сведения из книг, журнальных статей) и официальные документы (ФГОС второго поколения).