Список использованной литературы
Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью… Читать ещё >
Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киев, 1986
- 2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994
- 3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 1999
- 4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 2004
- 5. Грищенко Л. А., Алмазов Б. И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. — М., 1987
- 6. Зюбин Л. М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. — М., 1976
- 7. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися — М, 1982
- 8. Колонтаевская Е. А. Диагностика педагогической запущенности школьников// Психологический журнал. — 1999. — № 4
- 9. Краевский В. В. Сколько у нас педагогик?// Педагогика. — 1997. — № 4
- 10. Липский И. А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики// Педагогика. — 2001. — № 10
- 11. Липский И. А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития// Педагогика. — 2001. — № 8
- 12. Липский И. А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс// Педагогика. — 2001. — № 1
- 13. Липский И. А. Становление и развитие научных исследований в области социальной педагогики// Социальная педагогика. — 2002. — № 2
- 14. Мардахаев Л. В., Липский И. А. Социальная педагогика: пути развития. — М., 1996
- 15. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. — М., 1994
- 16. Методические рекомендации по социально-педагогическим дисциплинам/ Под ред.М. Б. Черновой, П. Р. Галузо, И. А. Карпюк. — Гродно: ГрГУ, 2000
- 17. Мищик Л. И. Профессиональная подготовка социального педагога (педагогический, психологический и управленческий аспекты). — Киев, 1996
- 18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред.В. А. Сластенина. — М., 1999
- 19. Невский И. А. Трудный успех. — М., 1981
- 20. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М, 1996
- 21. Предмет и функции социальной педагогики/ Под ред.Г. Н. Филонова. — М., 1998
- 22. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. — Т.2/ Под ред.А. П. Горкина. — М., 1999
- 23. Семенов В. Д. Социальная педагогика. — Екатеринбург, 1995
- 24. Соколова Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования// Социальная педагогика. — 2003. — № 1
- 25. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ.ред.М. А. Галагузовой. — М., 2000
- 26. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1980
Приложение КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ Этапы работы:
I. ИЗУЧЕНИЕ ПЕД.ЗАПУЩЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
На первом этапе работы педагог составляет общее представление об учащемся. Для этого он:
- · знакомится с документацией (его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье по паспорту семьи, знакомится с результатами психологических диагностик, изучает классный журнал);
- · беседует с людьми, знающими педагогически запущенных (классный руководитель, учителя-предметники, одноклассники, родители);
- · наблюдает за ребенком;
- · проводит дополнительное диагностирование, анкетирование, опрос.
Результаты, полученные с помощью вышеуказанных четырех групп методов, должны дать следующую информацию:
- 1. Информация о ребенке, его развитии, факторах социализации:
- а) повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты);
- б) условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат;
- в) характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям; авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.);
- г) общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов; наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т. д.; читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек.
- д) характеристика учебной и познавательной деятельности; успеваемость, особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания); характеристика внимания, воображения; особенности мышления самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь. Способности: общие и специальные; наиболее ярко выраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.);
- е) другая полезная информация.
- 2. Информация о педагогической запущенности, ее причинах, степени, форме проявления:
- а) I форма — несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.
Следствие: плохая успеваемость.
б) II форма — несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности.
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.
в) III форма — неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.
Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.
Определение группы детей по степени пед. запущенности:
В I группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции. У детей первой группы нет устойчивых отклонений в нравственном развитии, отрицательные качества проявляются ситуативно, сохраняются разнообразные интересы. Они озорные, ленивые, неорганизованные, слабовольные, ищут легкие пути достижения целей, легко раскаиваются и обещают исправиться.
Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако, конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности. У детей второй группы отклонения в нравственном развитии, низкая успеваемость, конфликты с коллективом и учителями, живут в неблагополучных семьях, безделие скрывают безразличием, познавательный интерес неразвит, так как не усвоены учебные действия, к труду — пренебрежение. У них легкая внушаемость, интерес к безумным зрелищам, частой смене впечатлений. Они озлоблены, недоброжелательны, вызывающе себя ведут, но не совершают откровенно хулиганские поступки.
Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное. У детей 3 группы степень педагогической запущенности ярко выражена. Систематически проявляются отрицательные качества, искажения в нравственном развитии. Они курят, сквернословят, к физическому труду относятся отрицательно, открыто противопоставляют себя коллективу, не стремятся стать лучше. В коллективе — изолированны, авторитет поддерживают при помощи силы, не способны к длительным волевым усилиям, склонны к аффектным вспышкам, имеют деформированные желания и намерения.
II. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
- 1. Влияние на факторы социализации:
- 1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
- а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений; меры по устранению нарушений семейного воспитания, создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс (классный руководитель);
- б) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании (психолог);
- в) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности, помощь в организации деятельности ребенка, его общения в семье (показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его учебное и свободное время, как оказать помощь в учебе) (социальный педагог).
- 2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
- а) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;
- б) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности.
- 3. Работа с учителями:
- а) коррекция отношений педагога к ребенку, снятие психологических перегрузок; проявление со стороны учителей к детям уважения и доброжелательности, приветливости и дружелюбия;
- б) организация успеха ребенка в условии школьной программы (т.е. вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации, создавать ситуации успеха).
- 2. Влияние на развитие самого ребенка
- 1. Организация психологической помощи:
- а) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
- б) преодоление негативной мотивации учения, работа по формированию мотивации достижения, повышение и укрепление интереса к учению, уверенности в свои силы, свое будущее;
- в) изменение отношения к себе и окружающим людям: родителям, учителям, сверстникам.
- 2. Организация педагогической помощи:
- а) включение ребенка в активную деятельность;
- б) организация свободного времени пед. запущенных школьников: включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей, задействование в школьных мероприятиях (отмечать успехи и достижения в области этой деятельности);
- в) физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
- 3. Организация медицинской помощи:
- а) консультации врачей-психоневрологов и дефектологов;
- б) медицинский учет в рамках школы;
- в) организация общеукрепляющего амбулаторного лечения, летнего отдыха ослабленных пед. запущенных детей, оказание помощи в получении путевок в лагерь и санатории.