Автономная учебная деятельность как осознанная форма самостоятельной работы
Понятие автономии личности, возникшее в зарубежной психологии и неразрывно связанное с идеями свободы выбора и ответственности человека, лежащими в основе гражданского общества, в настоящее время широко известно, в том числе и в нашей стране. В конкретном плане автономия личности рассматривается как характеристика индивидуальной позиции человека, предполагающая самостоятельность, независимость… Читать ещё >
Автономная учебная деятельность как осознанная форма самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Термин «автономность» как и производные от него «автономное обучение», «автономная учебная деятельность» вошел в отечественную методику относительно недавно. Тот факт, что внимание педагогической общественности привлекается к этой проблеме именно в настоящее время, не случаен. В современной концепции образования наряду с профессиональными образовательными задачами предусматривается задача формирования творческой личности. В рамках учебного процесса это означает в первую очередь развитие способности к творческой деятельности. Одним из условий формирования такой способности является такая организация учебного процесса, при которой обучаемый должен, вынужден решать определенные учебные задачи в автономном режиме, то есть, принимая самостоятельные, индивидуальные, оригинальные решения. Другая причина, продиктовавшая эту тему, относится непосредственно к обучению ИЯ. В современном мире поддержание высокого профессионального уровня специалиста практически невозможно без знания достижений мировой науки и техники в соответствующей сфере.
Для получения таких знаний требуется достаточно высокая степень владения ИЯ, достижение которой в большой мере зависит от наличия умения самостоятельно работать над языком. В связи с этим в курсе обучения ИЯ предлагается предусматривать целенаправленное формирование у обучаемых умений самообучения как задачу, не менее значимую, чем обучение ИЯ как таковому.
Автономность (от греч. autonomia — самоуправление), согласно определению, обозначает самостоятельность, определяемость явления его внутренними законами. Противоположность автономности, гетерономность (от греч. heteros — другой и nomos — закон), характеризует следование нормам, правам, установленным другими лицами, несамостоятельность. Исходя из определений, можно обозначить 2 типа личности:
- · автономную, которую отличает самостоятельность, активность;
- · гетерономную, следующую сложившимся моделям поведения и обучения, несамостоятельную, пассивную.
Личность становится автономной в результате изменения собственной гетерономной (несамостоятельной) характеристики, в частности в переходе от гетерономных форм учебной деятельности к автономным — дополнительным, самостоятельным, внеаудиторным.
Понятие автономии личности, возникшее в зарубежной психологии и неразрывно связанное с идеями свободы выбора и ответственности человека, лежащими в основе гражданского общества, в настоящее время широко известно, в том числе и в нашей стране. В конкретном плане автономия личности рассматривается как характеристика индивидуальной позиции человека, предполагающая самостоятельность, независимость в выборе мотивов, целей и средств деятельности, становления индивидуального стиля поведения.
Итак, автономия учащегося выступает как личностная характеристика, включающая совокупность свойств, которая, по мнению специалистов, складывается и формируется в учебной деятельности.
Е.Н. Соловова считает, что «…процесс познания — это активный процесс, в ходе которого должно происходить переосмысление уже имеющегося знания по ряду вопросов, а также ре/конструирование его составляющих. Ключевыми концептами в данном случае выступают: эффективность учения и планирование собственной деятельности, интеграция знаний, рефлексия и самооценивание» (31, 11).
Было бы неверно считать, что процесс подготовки, организации и проведения урока происходит без участия самих детей, что они сами не получают никаких возможностей для самостоятельного выбора. В традиционном учебном процессе также имеются элементы автономии школьников, хотя в большинстве случаев эта автономия ограничивается небольшим отрезком времени, конкретным видом деятельности, упражнением.
Количество и качество самостоятельного учебного труда ученика во многом зависят от того, верит ли учитель в эффективность автономного учения, умеет ли организовать и направить такую работу в нужное русло. Давая домашнее задание, учитель уже как бы исходит из предположения, что учащиеся способны работать самостоятельно или, по крайней мере, должны быть способны это делать. Однако самостоятельность работы в данном случае заключается лишь в том, что школьникам предлагается выполнить задание, выбранное для них учителем, без помощи со стороны педагога.
Ориентированный на обучаемого учебный процесс предполагает, что ученики определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. В таком случае определенный уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности. Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует учащихся к свободному общению. Другими словами, автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая может выражаться в следующем:
- · ученики участвуют в определении целей и задач учения, в отборе тем для изучения, в планировании уроков (сюжетные ходы, ситуации, виды взаимодействия с другими учащимися);
- · влияют на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним;
- · при необходимости запрашивают дополнительную информацию у педагога или добывают её из различных источников, консультируются с учителем, если необходимо;
- · сами инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время;
- · размышляют о процессе усвоения языка;
- · влияют на то, как и когда исправляются ошибки;
- · высказывают свое отношение к выполняемым видам деятельности и упражнениям.
Все это принято обозначать как способность и желание школьников принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса овладения ИЯ.
Условия, необходимые для организации автономного учения включают два основных момента:
- · психологическую готовность и желание учащихся отправиться в «автономное плавание» и учителя — организовать и направлять их деятельность;
- · способность учеников действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, а не навязанными кем бы то ни было извне; способность учителя создать необходимые условия для автономного учения и правильно определять свое место в этом процессе.
Организация автономного учения предполагает, что учитель обладает специальными знаниями и умениями. Учитель должен знать, какой уровень автономности с учетом его личных умений, опыта, отношений доступен ему самому; познавательные и эмоциональные характеристики учащихся, их умения и отношение к автономному учению.
Учитель должен понимать принципы, лежащие в основе теории автономности учения, и особенности их реализации в практике преподавания. Учитель должен уметь направлять работу коллектива школьников, каждый из которых активно участвует в принятии решений: использовать различные способы и приемы работы, а также разнообразные учебные материалы; наблюдать за продвижением каждого учащегося и помогать ему формировать собственный стиль учения; поддерживать чувство успеха и желание ученика учиться. Кроме того, учитель должен уметь создавать учебные материалы для самостоятельной работы школьников, сотрудничая с другими учителями.
Подготовка учителя к организации автономного учения включает также необходимость овладения целым рядом ролей: помощника, источника дополнительных сведений, консультанта, партнера, который приходит на помощь только в ответ на просьбу со стороны учащихся и никогда не навязывает свои решения.
Назовем факторы, способствующие созданию благоприятных для автономного овладения ИЯ условий.
- 1. Подход к овладению ИЯ как процессу добывания знаний. Ученики строят гипотезы о законах функционирования языка и проверяют их, сравнивают значения соответствующих слов и особенности речевого этикета в родном и иностранном языках. Таким образом, школьники учатся учиться.
- 2. Создание в ходе учебного процесса ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать. Такие ситуации позволяют имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать ряд осознанных и интуитивных решений относительно содержания и формы высказывания для достижения коммуникативной цели.
- 3. Выделение учащемуся в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Ученик должен располагать временем, необходимым и достаточным для обдумывания и принятия решения, которое позволит ему успешно овладеть новым языковым явлением, ответить на вопрос учителя, понять текст, сделать высказывание и т. п. Школьник также должен иметь право на ошибку и располагать временем для ее исправления. Это научит его не пугаться ошибок или временного затруднения в понимании сообщения.
- 4. Опора на педагогику сотрудничества. Автономное учение не исключает, а наоборот предполагает сотрудничество учащихся в классе: они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Сотрудничая, школьники учатся работать без контроля со стороны учителя, но совместно с товарищами стремиться к единой самостоятельно выбранной цели.
Таким образом, усиление автономии учащихся в процессе обучения предполагает определенную свободу выбора последовательности /объема/ темпа изучения материала/ форм обучения, времени, частоты отчета о выполнении заданий; осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения.