Заключение.
Мифологическое пространство в поэтической системе Александра Башлачева
Творчество Башлачева представляет собой единый жестко структурированный миф, условно который можно разделить на два подмифа. Первый из них принадлежит раннему творчеству поэта и, по сути, является профанным. На этом этапе развития мифопоэтики Башлачева иррациональный предмет выражается рациональным словом — метафоры прозрачны, в основе художественного текста — бытовые детали, есть элементы… Читать ещё >
Заключение. Мифологическое пространство в поэтической системе Александра Башлачева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
— Творчество Башлачева представляет собой единый жестко структурированный миф, условно который можно разделить на два подмифа. Первый из них принадлежит раннему творчеству поэта и, по сути, является профанным. На этом этапе развития мифопоэтики Башлачева иррациональный предмет выражается рациональным словом — метафоры прозрачны, в основе художественного текста — бытовые детали, есть элементы «жизнеописания» «маленького человека». Мир, который окружает лирического субъекта, — скопление симуля-ций и суррогатов, разрушение которых начинается при переходе на следующую ступень поэтической системы (художественное пространство как бы «раскалывается надвое»).
Так начинается второй этап творчества Башлачева, где абсолютное и иррациональное воплощается посредством замысловатых образов и метафор («темного стиля»), окказиональная фразеология становится одним из важнейших поэтических приемов. Второй этап творчества Башлачева практи-чески полностью «инвертирует» первый (не меняется только предмет художественного описания, который, как и прежде, иррационален).
— Пространственно-временные отношения в поэтическом мифе Башлачева строятся по мифологическим моделям. Пространственные объекты у Башлачева единичны, неповторимы. Все они концентрируются внутри двух сфер: сакральной и профанной, к сакральной относятся природные локусы, к профанной — городские. Мифопоэтическое пространство населяют мифологизированные существа, одушевленные окказионально посредством олицетворения или данного собственного имени. Таким образом, для Башлачева практически нет разделения природы на живую и неживую: одушевлено всё. Квазисюжет песен (где он есть) строится по одной модели: начинает все ночь (зима) или вечер — лирический субъект или персонаж жив; основное действие происходит ночью (зимой) — субъект или персонаж жив, он в пути; завершает всё утро (весна), несущее смерть, Гром, апокалипсис, движение завершается. Таким образом, общемифологические представления инвертируются, однако сам принцип построения сюжета у Башлачева вполне мифичен. События в мифопоэтической системе певца цикличны, время — замкнуто в кольцо (или в спираль), что также отсылает нас к мифологическим воззрениям.