Натуральная школа.
История русской литературы второй трети xix века
Эстетические позиции нового этана в развитии русской литературы традиционно связывают с таким культурным феноменом, как «натуральная школа», у истоков которой стоит деятельность В. Г. Белинского и его единомышленников. Термином «натуральная школа» принято обозначать один из важнейших переходных периодов в развитии отечественной словесности, пришедшийся на 40-е гг. XIX в. Он был продолжением… Читать ещё >
Натуральная школа. История русской литературы второй трети xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
- — знать содержание понятия «натуральная школа»; хронологические рамки нового этапа в развитии русской литературы; основные работы Белинского, посвященные разработке теории «натуральной школы»;
- — уметь сопоставлять литературный факт и его интерпретацию в критике Белинского; выявлять особенности реализма 1840-х гг.; анализировать жанры литературной критики (статья, годовой обзор);
- — владеть понятийным аппаратом в области исследования литературного процесса (реализм, романтизм, метод, мировоззрение, пафос, род).
Эстетические позиции нового этана в развитии русской литературы традиционно связывают с таким культурным феноменом, как «натуральная школа», у истоков которой стоит деятельность В. Г. Белинского и его единомышленников. Термином «натуральная школа» принято обозначать один из важнейших переходных периодов в развитии отечественной словесности, пришедшийся на 40-е гг. XIX в. Он был продолжением и развитием тех тенденций, которые сложились в конце 1820-х — начале 1830-х гг. и связаны с именами Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Принято считать, что эстетика раннего реализма в его классической форме проявилась впервые именно в этот период, и это действительно так. В творчестве Пушкина определилась ведущая тенденция изображения мира, интересного уже потому, что он есть. Лермонтов исследовал истоки романтического зла и национальный характер его нравственной трагедии. Гоголь синтезировал в своих этических и эстетических исканиях категории добра и зла, соотнеся их с миром обыденной жизни. Таким образом, 1830-е гг. стали истоком нового литературного направления, школой, которая оказала значительное влияние на творчество таких писателей, как Тургенев, Гончаров, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Белинский в своих статьях и обзорах русской литературы первой трети XIX в. обобщил опыт художественного самоосознания действительности в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и сформулировал представление о путях развития нового — реалистического — этапа русского искусства.
Термин «натуральная школа» был впервые использован Ф. В. Булгариным в рецензии на сборник очерков «Физиология Петербурга», изданный Некрасовым в 1845 г. и ставший художественным манифестом нового литературного направления. Особенным нападкам в рецензии Булгарина подвергся как раз очерк «Петербургские углы» Некрасова, с описанием страшной нужды и беспросветного существования обитателей петербургских окраин. Булгарин выступает с резкой критикой направления, сделавшего предметом искусства «углы» жизни и провозгласившего правдивое, без прикрас изображение всех сфер действительности целью и смыслом искусства.
Слово «натуральный» было подхвачено Белинским и стало использоваться им уже как определение реализма. Само понятие «реализм», которым мы определяем сущность художественных открытий, совершавшихся в период 1840—1870-х гг., появился спустя полгода после смерти Белинского. Впервые его употребил П. В. Анненков в статье «Заметки о русской литературе 1849 года», но содержание понятия было разработано Белинским.