Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В письме от 13.11.2010 N 03−03−06/2/193 Минфин России по данному поводу разъясняет следующее: поскольку приобретенное организацией недвижимое имущество находится по месту регистрации обособленного подразделения, которое расположено в другом субъекте Российской Федерации, остаточная стоимость такого имущества должна учитываться в остаточной стоимости основных средств данного обособленного… Читать ещё >
Учетная политика для целей бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общие положения
Основным нормативным актом, регулирующим правила формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, в настоящее время является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» .
Из пункта 1 ПБУ 1/2008 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).
Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.
Учетная политика организации — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
- — первичного наблюдения;
- — стоимостного измерения;
- — текущей группировки;
- — итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета в соответствии с п. 2 ПБУ 1/2008 относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Согласно п. 8 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации. По нашему мнению, так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены ее основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
- — формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
- — структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
- — график документооборота и т. п.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п. 9 ПБУ 1/2008). Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором данная учетная политика будет применяться.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п. 9 ПБУ 1/2008).
При формировании учетной политики для филиалов, представительств и иных подразделений организации (включая выделенные на отдельный баланс) следует руководствоваться нормой ПБУ 1/2008, в соответствии с которой способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения. Неизменность данной позиции подтверждена, в частности, в письме Минфина России от 10.08.2010 N 07−02−06/119.
Обращаем внимание на то, что данное требование не распространяется на случаи формирования учетной политики дочерними и зависимыми обществами.
Иначе говоря, в первом случае речь идет о структурных подразделениях одного юридического лица, а во втором — о разных юридических лицах.
При формировании учетной политики организациями, имеющими филиалы и представительства, следует учитывать вероятные налоговые последствия выбора способа ведения бухгалтерского учета или схемы отражения отдельных хозяйственных операций.
В частности, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не запрещено учитывать объекты основных средств на балансе головной организации, а не по месту ее обособленного подразделения.
При этом следует учитывать, что при определении задолженности по налогу на имущество местонахождение объектов основных средств имеет существенное значение. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.
В письме от 13.11.2010 N 03−03−06/2/193 Минфин России по данному поводу разъясняет следующее: поскольку приобретенное организацией недвижимое имущество находится по месту регистрации обособленного подразделения, которое расположено в другом субъекте Российской Федерации, остаточная стоимость такого имущества должна учитываться в остаточной стоимости основных средств данного обособленного подразделения, которая необходима для определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества.
Таким образом, при формировании учетной политики в части организации и ведения учета объектов основных средств, по нашему мнению, целесообразно предусмотреть возможность обобщения и детализации информации о месте учета объектов и о месте их нахождения, а также определить схему документооборота, позволяющую обеспечить заинтересованных пользователей информацией об остаточной стоимости таких объектов.