Общий порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности
Общественные организации при ведении бухгалтерского учета руководствуются требованиями законодательных и нормативных актов, применяемых экономическими субъектами коммерческой сферы. Поэтому большая часть операций, совершаемых общественными организациями, отражается в учете по стандартным схемам (например, кассовые операции, безналичные расчеты, расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями… Читать ещё >
Общий порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественные организации при ведении бухгалтерского учета руководствуются требованиями законодательных и нормативных актов, применяемых экономическими субъектами коммерческой сферы. Поэтому большая часть операций, совершаемых общественными организациями, отражается в учете по стандартным схемам (например, кассовые операции, безналичные расчеты, расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, по учету поступления и выбытия внеоборотных и оборотных активов). В то же время отдельные виды имущества и обязательств являются специфическими для общественных организаций. Речь идет в первую очередь об уставном фонде, целевом финансировании и целевом капитале.
Как и другие экономические субъекты, общественные организации при организации и ведении бухгалтерского учета руководствуются положениями и требованиями Федерального закона от 06. 12. 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).
Бухгалтерский учет в некоммерческих (общественных) организациях (за исключением бюджетных организаций) ведется в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями имеет следующие особенности. Во — первых, некоммерческим организациям предоставлено право не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств по форме N 4 (см. п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н).
Во — вторых, при отсутствии соответствующих данных некоммерческая организация может не представлять Отчет об изменениях капитала (форма N 3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5). В — третьих, всем некоммерческим организациям следует включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств по форме N 6, утвержденный Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н.
Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств приведен в пунктах 131 и 132 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60 н. Кроме того, пунктом 4 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), освобождены от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Указанные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе: 1) бухгалтерский баланс;
- 2) отчет о прибылях и убытках;
- 3) отчет о целевом использовании полученных средств.
Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку. В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60 н.
При формировании учетной политики бухгалтеру некоммерческой организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Например, в нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов некоммерческой организации в том случае, когда организация помимо своей основной уставной деятельности осуществляет также предпринимательскую деятельность. В этом случае организация при формировании своей учетной политики может установить любой способ распределения таких расходов, закрепив его в приказе об учетной политике (п. 8 ПБУ 1/98).
Основные объекты учета.
Источниками финансирования и доходами общественных организаций являются следующие поступления, характерные практически для любых некоммерческих организаций:
- 1) взносы учредителей;
- 2) вступительные взносы;
- 3) членские взносы;
- 4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
- 5) целевое финансирование;
- 6) поступления от предпринимательской деятельности.
В составе доходов (источников финансирования деятельности) могут отражаться:
- — поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- — доходы от гражданско-правовых сделок;
- — доходы от внешнеэкономической деятельности;
- — другие, не запрещенные законом поступления.
Эти доходы по своему экономическому содержанию являются разновидностями доходов от предпринимательской деятельности.
При определенных условиях в общественной организации может формироваться целевой капитал, который наряду с иными источниками финансирования используется для возмещения расходов по отдельным мероприятиям и программам.
Наиболее распространенные виды расходов в общественных организациях:
- 1) зарплата работников;
- 2) начисления на зарплату (страховые взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС);
- 3) коммунальные расходы;
- 4) административные расходы;
- 5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств;
- 6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Как правило, целевые расходы должны быть обеспечены соответствующими источниками в виде сумм целевого финансирования.