Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике
В условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную политику, а Национальный Банк — мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции… Читать ещё >
Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Антикризисная программа Казахстана
Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику.
Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги.
Это требует принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.
Антикризисный План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 — 2010 годы разработан во исполнение поручений Президента Республики Казахстан и определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
В октябре 2007 года Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее — Агентство по финансовому надзору) приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. С осени 2007 года из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге.
В целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд. тенге.
Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге.
На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд. тенге.
В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.
С учетом реализации комплекса первоочередных мер за 9 месяцев текущего года прирост ВВП составил около 4%.
Уровень безработицы сохраняется на невысоком уровне и не превышает 7%. Удалось стабилизировать рост потребительских цен. Уровень инфляции за 10 месяцев текущего года составил 8,8%, что соответствует годовому прогнозу не более 10%. Казахстанские банки успешно выполняют все свои внутренние и внешние обязательства. Кредитование экономики банками второго уровня сохранилось на уровне конца прошлого года.
Депозиты в банках за 10 месяцев текущего года увеличились почти на 21,8%, в том числе депозиты населения — на 2%.
Казахстану под давлением мирового падения цен на сырьевые ресурсы и отсутствия доступа к внешним рынкам капитала предстоит сложный период адаптации к новым мировым экономическим реалиям, что неминуемо потребует структурных изменений в экономике.
В период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Национального Фонда. Их общий объем на 1 ноября 2008 года составляет более 47 млрд долл. США. Размер государственного долга не превышает 1,5% ВВП, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2% к ВВП.
Правительство использует сложившуюся ситуацию для оздоровления экономики и создания основ для ее эффективного функционирования в будущем. Накопленные резервы позволят сгладить процесс корректировки экономики Казахстана.
Целью Плана станет смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
Для достижения цели Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору сконцентрируются на следующих пяти направлениях:
- 1. Стабилизация финансового сектора.
- 2. Решение проблем на рынке недвижимости.
- 3. Поддержка малого и среднего бизнеса.
- 4. Развитие агропромышленного комплекса.
- 5. Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд долл. США (1 200 млрд. тенге). Они будут направлены на:
- 1) стабилизацию финансового сектора — 4 млрд долл. США (480 млрд. тенге);
- 2) развитие жилищного сектора — 3 млрд долл. США (360 млрд. тенге);
- 3) поддержку малого и среднего бизнеса — 1 млрд долл. США (120 млрд. тенге);
- 4) развитие агропромышленного комплекса — 1 млрд долл. США (120 млрд. тенге);
- 5) реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов — 1 млрд долл. США (120 млрд. тенге).
Правительство, Национальный Банк, Агентство по финансовому надзору, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее — Фонд «Самрук-Казына») и Национальный холдинг «КазАгро» (далее — Холдинг «КазАгро») обеспечат постоянный мониторинг и контроль за целевым и эффективным расходованием этих средств.
Основным оператором от Правительства по реализации Плана выступит Фонд «Самрук-Казына». Для этого Правительство уже осуществило дополнительную капитализацию Фонда «Самрук-Казына» на 607,5 млрд. тенге.
Фонд «Самрук-Казына» и Холдинг «КазАгро» осуществят заимствования из Национального Фонда путем выпуска облигаций на сумму 4 млрд долл. США и 1 млрд долл. США соответственно. Для этого будут внесены изменения в инвестиционную политику Национального фонда.
В условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную политику, а Национальный Банк — мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.
Правительство и Национальный Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютного курса.
С учетом изменяющихся внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике Правительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития страны на ближайшие десять лет с учетом:
- — повышения устойчивости экономики к внешним вызовам;
- — проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного климата в стране;
- — модернизации инфраструктуры;
- — развития человеческого капитала;
- — ускоренной диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного сектора;
- — повышения эффективности государственного аппарата;
- — эффективного управления внешним долгом страны.
Это будет первая национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые принципы планирования, ориентированного на результат.
В целом от реализации стабилизационных мер, экономика Казахстана дополнительно получит государственную поддержку в объеме 2 172 млрд. тенге, из них за счет:
- — средств Национального фонда — 1 200 млрд. тенге;
- — мер Национального Банка — 350 млрд. тенге;
- — снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса — 500 млрд. тенге;
- — создания Фонда стрессовых активов — 122 млрд. тенге.
В результате принятых в 2007 — 2008 годах мер и реализации Плана реальный прирост ВВП Казахстана в 2009 — 2010 годах ожидается на уровне 1−3% в год.
Уровень инфляции на конец 2009 и 2010 годов будет удержан в пределах 7−9%. Уровень безработицы в предстоящие два года не превысит 8%.