Опыт работы учителей по организации групповых видов деятельности
Математическая мозаика «Пирамида» — это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в «пирамиду», нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена — ведь ребенок играет, азначит, ему не скучно! Правильность сборки определяется… Читать ещё >
Опыт работы учителей по организации групповых видов деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интересен опыт работы Менкес Марины Васильевны, учителя начальных классов. В своей статье «Групповая и парная форма работы на уроках математики» она указывает на то, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И поднять интерес к обучению может групповая работа как одной из форм взаимодействия детей на уроке. Автор статьи считает, что одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Она отмечает, что каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:
- — нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- — следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- — групповая работа должна занимать не более 15−20 минут в I-II классах, не более 20−30 минут — в III-IV классах;
- — нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- — нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Марина Васильевна пишет, что групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,.
- — на этапе актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- — на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной
работы);- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
— при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
Так, при закреплении и повторении она использует комплект дидактических учебных пособий «Спектра»: математические кораблики, раздаточные бусы, магнитный плакат «Числовая прямая», развивающе-обучающие игры «Палитра» и мозаику «Пирамида», а также мини лаборатории.
Математическая мозаика «Пирамида» — это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в «пирамиду», нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена — ведь ребенок играет, азначит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета. Комплект пособий «Спектра» — эффективное средство, с помощью которого учитель вводит новые темы, выявляет вместе с учащимися возникающие проблемы в понимании материала и совместно с детьми ищет их решения. В результате использования новых дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика. В классе всегда есть дети, которые хотят работать индивидуально, но иони вносят свой вклад в общую работу. Трудное задание всегда легче выполнять вместе. А если работать группой — тогда любое задание по плечу.
Так же интересен опыт работы учителя начальных классов, Курмаевой Ольги Ивановны. В своей статье «Реализация системно-деятельностного подхода через организацию совместно-распределенной работы на уроках в начальной школе» она говорит о том что, подготовку к групповой работе она начала практически с первых дней работы в классе. Причем делала это с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Всегда помнила о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Автор считает что, для установления благоприятной атмосферы нужно использовала различные психологические игры и упражнения, такие как «Походки», «Испорченный телефон», «Через Стекло», «Слепой и повадырь» Н. В. Клюевой и Е. К. Лютовой, которые помогают ребенку устанавливать контакт, способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное — превращают ребенка в равноправного участника познавательного процесса.
Совместно-распределенная деятельность создала условия для формирования ключевых компетенций личности уже с первых недель, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде.
Она считает, что переходным этапом к проведению групповой работы явилась работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже — четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
- — Внимательно ли ты слушал товарища?
- — Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
- — Верно ли сделал выбор?
- — Что получилось, что не получилось? Почему?
- — Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволит закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, дала возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала.
Приемы групповой работы заключаются в том, что она:
- 1. Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
- 2. Каждая группе даётся своё, определенное задание.
- 3. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
- 4. Состав групп постоянно меняется.
- 5. Процесс групповой работы строго регламентируется во времени.
В своей работе она использует такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, интерактивная беседа, проектные методы, проводит нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-суд, урок-путешествие и т. д.).
Например урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс — конференции.
— У нас в гостях бобр. Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: — Как тебя зовут? — Где ты живешь? — Чем ты питаешься? и т. д.
Или, На уроке литературного чтения, который проводится в форме интерактивной беседы. В начале урока читается например произведение Валентина Катаева «Цветик-семицветик» не до конца и перед двумя группами школьники ставится задача убедить Женю (в её роли выступает одна из учениц), как ей можно использовать последний лепесток, аргументируя свой ответ особой значимостью и важностью. В ходе беседы Женя соглашается с одной из групп, считая их аргументы наиболее значимыми. После чего учитель зачитывает произведение до конца, а учащиеся понимают насколько близко или далеко они были от позиции автора.
На уроке технологии выполняем поделки по технике оригами, но не по готовому алгоритму. Каждой группе даю свою поделку. Постепенно разобрав ее, нужно составить алгоритм складывания данной поделки и обменяться с другой группой. Вторая группа, в свою очередь, должна по составленному их одноклассниками алгоритму, сложить поделку.
Во время работы на уроках Ольга Ивановна организует такие формы работы, как взаимная проверка тетрадей, взаимные задания групп, учебный конфликт. На первых порах введения этих форм дети отмечают только ошибки и недодоелки в работе своих товарищей, но в дальнейшем переходят к выявлению причин ошибок, разъясняется их характер. [8].
Мы рассмотрели опыт работ двух преподавателей начальных классов и мы видим, что преподаватели активно используют различные виды и методики групповой работы на своем уроке, с целью повысить познавательную активность, лучшего восприятия материала, для сплоченности класса и т. д.