Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудовая деятельность индийской женщины, по мнению современных феминистов, не получает должного признания. Однако так сложилось исторически, что огромный объем домашней работы, которая по традиции является женской обязанностью, не считается экономической деятельностью. Лишь официально зарегистрированный труд женщин может служить источником оценки их занятости. При этом встает вопрос о подспудном… Читать ещё >

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии

Индии очень сильны древние культурные традиции и социально-этические нормы, определяющие жизнь общества. Поэтому индийскую женщину как объект экономических отношений нельзя рассматривать в отрыве от некоторых социально-демографических характеристик, таких, как семейное положение, возраст, уровень образования и т. д. Для женщины в Индии на первом месте всегда стоят муж и дети. В первую очередь, она является женой и матерью, олицетворяет чистоту и добродетельность семьи.

Трудовая деятельность индийской женщины, по мнению современных феминистов, не получает должного признания. Однако так сложилось исторически, что огромный объем домашней работы, которая по традиции является женской обязанностью, не считается экономической деятельностью. Лишь официально зарегистрированный труд женщин может служить источником оценки их занятости. При этом встает вопрос о подспудном влиянии демографических факторов на занятость индийских женщин. Они оказывают свое влияние как изнутри, определяя поведение самих женщин на рынке труда, так и извне, влияя на решения работодателей о найме женщин на работу. Комплексное изучение всех этих факторов поможет выявить, насколько сильно занятость индийских женщин находится в зависимости от их возраста, уровня образования, места проживания и т. д. В данной статье мы постараемся выяснить, существует ли вообще связь между этими факторами и занятостью женщин.

Самый большой интерес представляет зависимость экономической занятости от уровня образования женщин. Будучи патриархальным обществом, индийская нация всегда ставила мужчину на первое место, что неизменно сказывалось на дискриминированном положении женщин. Сфера образования не стала исключением. Исторически так сложилось, что индийские девочки не ходили в школу. Многие из них до сих пор остаются безграмотными. Однако с наступлением XXI века ситуация постепенно начала меняться в лучшую сторону.

Грамотность в Индии — это ключ к социально-экономическому прогрессу страны. Уровень грамотности в Индии в 2011 году составил 74,04%, по сравнению с 12% в конце периода британского правления в 1947 году. И хотя эта цифра выросла почти в 6 раз, уровень грамотности в Индии все равно ниже среднего мирового показателя, который составляет 84% [1, с 36]. Ускоренный рост грамотности в 1990;е гг. может служить подтверждением успеха государственной демографической политики. В период с 1980 по 1990 г. уровень грамотности в Индии повысился лишь на 8,63% (на 7,72% - среди мужского населения и на 9,54% - среди женского), в то время как с 1990 по 2000 гг. грамотность выросла на 13,18% (на 11,75% - среди мужского населения, на 14,86% - среди женского).

занятость образование женщина неграмотность.

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии.

Как следует из таблицы 1, рост уровня женской грамотности происходит быстрее, чем мужской, но это, тем не менее, не улучшает положения женщин в проблеме грамотности. В 2000 году 75,85% мужчин были грамотными, и только 54,16% - женщин.

Такой стремительный рост уровня грамотности можно объяснить процессами глобализации и эмансипации, вестернизацией индийской культуры и превращением ее в одного из мировых лидеров. Появилось множество новых школ, особенно в сельских районах, девочки получили доступ к начальному и высшему образованию. Однако не следует забывать, что в основном грамотность индийских женщин сводится лишь к элементарным знаниям, к умению читать и писать, но не более того [2].

Для пущей наглядности посмотрим на график 1, на котором ясно видна картина проигрышного положения женщин по сравнению с мужчинами.

Очевидно, что это неравенство также сказывается и на уровне занятости индийских женщин.

Для удобства исследования уровни образования разделили на семь категорий:

  • 1) неграмотный;
  • 2) 3 класса образования;
  • 3) 6 классов образования;
  • 4) 9 классов образования;
  • 5) 12 классов образования;
  • 6) выпускник колледжа;
  • 7) выпускник университета.

Взяв «неграмотных» за отправную точку, ученые пришли к выводу, что уровень занятости среди женщин стремительно растет для тех, кто окончил начальную школу и имеет несколько классов образования. Но затем уровень занятости понижается с повышением уровня образованности. Этот феномен удивляет и требует дальнейшей проверки. Одна из очевидных причин этому — вовлечение все большего числа молодежи (потенциальной рабочей силы) в сферу образования. Учась в школе или университете, они автоматически выпадают из категории «рабочей силы». Еще одна из возможных причинто, что называют «демотивированием рабочего» [3, c. 193]. То есть у образованного человека повышаются запросы и ему сложнее найти работу, которая бы его устраивала.

Во многих частях света неграмотность среди взрослых женщин продолжает оставаться высокой из-за отсутствия доступа к образованию в детстве. Стратегии, направленные на борьбу с неграмотностью среди женщин, должны обратить внимание на обеспечение равного доступа девочек к получению начального образования. Кроме того, необходимо вовлекать взрослых женщин в проводимые массовые кампании по ликвидации неграмотности, используя все имеющиеся современные средства.

С момента проведения Пекинской конференции целый ряд стран приложил новые усилия в области ликвидации неграмотности среди женщин. Так, через инициативу Е-9, в реализации которой участвуют Бангладеш, Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Нигерия и Пакистан, на территории которых проживает половина населения планеты и 70 процентов от общего числа неграмотных, образование стало доступным для всех. В частности, в Индии уровень грамотности среди женщин вырос с 39,3 процента в 1991 году до 50,3 процента в 1997 году, что выше аналогичного показателя у мужчин.

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии.

Непал находится в числе стран, где девушкам из бедных семей или сельских районов предоставляются стипендии. Студентки из сельских районов, которые занимаются успешно, получают приглашения стать учителями в своих деревнях [4].

Процент девочек и мальчиков, посещающих начальную и среднюю школу, вырос почти во всех регионах мира. Тем не менее гендерное неравенство существует еще во многих странах. Традиционное отношение до сих пор доминирует в целом ряде культур, что приводит к нежеланию родителей отправлять своих дочерей в школу. На уровне средней школы гендерное неравенство в области получения образования усиливается, так как большое количество девочек, особенно в сельских или бедных районах, перестает ходить в школу раньше мальчиков. В числе причин, заставляющих их бросать школу, — ранние браки, подростковая беременность и необходимость помогать семье, изучение практических навыков, которые пригодятся для работы.

В технической и профессиональной областях продолжают преобладать гендерные стереотипы. Даже там, где женщины имеют возможность получить любую профессию, абсолютное их большинство стремится овладеть традиционно «женской» специальностью. В то же время число женщин, посещающих занятия, проводимые в рамках программ профессиональной подготовки, остается небольшим.

Проблема гендерной стратификации в экономике Индии.

Правительства стран все больше осознают и отдают себе отчет в том, что в области образования продолжает существовать постоянное предубеждение, отражающееся в учебниках и программах обучения, а также в отношении учителя к ученикам. И уже есть многочисленные примеры изменения такой ситуации.

Согласно данным таблицы 2, уровень безработицы среди молодежи резко повышается вместе с уровнем образования. Любопытно, что среди женщин эти показатели намного выше. Чем образованней женщина, тем больше у нее риск остаться безработной. И в когорте женщин с высшим образованием сельские женщины лидируют по уровню безработицы. Это весьма неожиданный феномен, который имеет под собой не одну причину.

Уровень образования в Индии низок по сравнению с мировым стандартом. Большинство из грамотных имеет всего несколько классов образования. Для мужчин высокий уровень образования означает высокие должности. Но для женщин связь между образованностью и положением на работе не прямо пропорциональная. Высокий уровень образованности не обязательно означает хорошую должность. Например, основными работниками являются 18% неграмотных женщин, и только 11% женщин, учившихся в школе. Лишь после того, как женщина оканчивает школу, ее положение меняется. Удивительно, но женщины с высшим образованием не особо вовлечены в рынок труда. Всего из них работают 28% [5]. Скорее всего, это происходит потому, что в бедных и необразованных семьях женщин заставляют работать. Часто девочки работают вместо того, чтобы ходить в школу. Тогда как богатые и образованные семьи дают образование девочкам, но после оставляют их дома согласно культурным традициям. Для них высшее образование — не способ заработать деньги, а показатель престижа семьи, «приданое» девушки для брака.

Таким образом, уровень образования характеризует женщину с точки зрения пригодности для работодателя и также определяет ее собственные профессионально-трудовые желания и требования.

В целом определить количественное влияние образования на занятость представляется невозможным, так как нужно учитывать рост населения страны, повышение количества учащихся и изменение основных требований к рабочим. Для женщин Индии получение высшего образования не обеспечивает гарантированное трудоустройство. Многие из них по-прежнему работают на дому, особенно в сельских районах, не имея никакого элементарного образования. Поэтому однозначно оценить влияние образованности на женскую занятость нельзя. Можно лишь сказать, что уровень образования, несомненно, определяет поведение женщин на рынке труда, делает их более требовательными и разборчивыми в выборе работы.

Рост уровня образования среди женщин говорит о положительных изменениях в стране и улучшении положения женщин в плане ген-дерного неравенства. И хотя сейчас нет моментального отклика на эту динамику со стороны экономического успеха индийских женщин, в будущем это несомненно проявит себя как благотворный и продуктивный процесс женского самоутверждения.

  • 1 Bureau of Education. Selections from Educational Records, Part I (1781−1839). Delhi, 1965.
  • 2 Census of India 1921. Calcutta, 1921.
  • 3 Dube and Palriwala, 1990
  • 4 Employment trends for women in India, Preet Rustagi, june 2010
  • 5 Trends and patterns of labour supply and unemployment in India, Sandip Sarkar, October 2008
  • 6 Юрлова Е. С. Индия: Гендерные проблемы на рубеже XXI века, 1998 год.
  • 7 Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.
  • 8 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  • 9 Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.
  • 10 Ломакин В. К. Экономическая теория / мировая экономика.
  • 11 Wendy Olsen and Smita Mehta, Female labour participation in rural and urban India, 2006.
  • 12 Gender differences in Labour force participation in India, Swapna Mikhopadhyay, Suresh Tendulkar, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой