Положение об отделе продаж
Методическое руководство дилерской (агентской) сетью, обучение дилеров и обеспечение их необходимой технической документацией, нормативными и рекламно-информационными материалами; контроль за соблюдением фирменного стиля в торговых точках, в дилерских центрах, на сувенирной продукции и фирменным оформлением рекламных материалов, контроль за соблюдением инструкций по эксплуатации и ремонту… Читать ещё >
Положение об отделе продаж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общие положения
Отдел продаж является самостоятельным структурным подразделением организации.
Отдел продаж создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя организации. Реорганизация и ликвидация отдела продаж осуществляется с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и с уведомлением профсоюзного комитета.
Отдел продаж подчиняется непосредственно руководителю организации согласно утвержденной структурной схеме управления организацией.
Отдел продаж возглавляется начальником отдела продаж, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации.
Начальник отдела продаж осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела продаж и контролирует работу всех сотрудников отдела и подчиненных структурных подразделений отдела.
На должность начальника отдела продаж назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование по специальностям «Коммерческая деятельность», «Маркетинг», «Логистика» или «Экономика и управление на предприятии» и стаж работы в области маркетинга, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Начальник отдела продаж имеет в подчинении заместителя.
Обязанности заместителя определяются начальником отдела продаж согласно должностной инструкции и настоящему Положению.
Заместитель начальника отдела продаж и руководители структурных подразделений (секторов, бюро) в составе отдела продаж назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом руководителя организации по представлению начальника отдела продаж.
Отдел продаж в своей деятельности руководствуется:
нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими соответствующую сферу деятельности;
указами и декретами Президента Республики Беларусь;
нормативно-методическими документами, другими материалами, касающимися коммерческой деятельности, оптовой и розничной торговли;
уставом организации;
приказами и распоряжениями вышестоящей организации;
приказами и распоряжениями руководителя организации;
коллективным договором;
правилами внутреннего трудового распорядка;
политикой организации в области качества и нормативной документацией системы качества;
настоящим Положением.
Основными показателями оценки деятельности отдела продаж являются:
размеры годовой, квартальной и месячной выручки;
рентабельность продаж и товарной продукции;
экономическая эффективность коммерческой деятельности организации.
Основные задачи
Основными задачами отдела продаж являются:
разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии продаж;
ориентация закупок, производства и продаж на выполнение настоящих и будущих запросов потребителей, их требований к предоставляемым предприятием товарам и услугам;
организация и менеджмент товаропроводящей и товаросопровождающей сетей, обеспечение управления взаимодействием с потребителями товаров и услуг;
своевременная подготовка и заключение договоров на оптовую поставку готовой продукции, розничную продажу товаров и оказание услуг;
обеспечение выполнения планов поставки продукции, продажи товаров, оказания услуг в сроки по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами, контроль за соблюдением режима поставки;
содействие обеспечению стимулирования покупок (на уровне конечных потребителей) и продаж (на уровне сбытового и торгового персонала);
содействие реализации рекламно-информационной стратегии предприятия, проведение мероприятий в местах продаж по позиционированию товаров и услуг на рынке и дифференциации их от конкурентных аналогов;
содействие реализации ценовой политики предприятия;
обеспечение учета приемки и отчетности по отгрузке продукции, контроль за поставкой продукции структурным единицам и соблюдением нормативов остатка готовой продукции;
составление оперативной и статистической отчетности о выполнении планов по заказам, договорных обязательств и своевременное представление ее руководству предприятия.
Организационная структура
Структура и штат отдела продаж разрабатываются начальником отдела продаж, изменяются и утверждаются приказом руководителя организации по представлению начальника отдела продаж и по согласованию с отделом кадров, отделом бухгалтерского учета, отделом труда и заработной платы по направлениям деятельности указанных структурных подразделений исходя из условий и особенностей закупок, производства, сбыта и других работ, возложенных на отдел.
В состав отдела продаж входят следующие структурные подразделения, осуществляющие работу по основным направлениям деятельности отдела продаж:
- — сектор оптовой торговли;
- — сектор розничных продаж;
- — бюро работы с корпоративными клиентами.
Функции
В соответствии с основными задачами на отдел продаж возлагаются следующие функции:
обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по продажам продукции и оказанию услуг;
участие в маркетинговых исследованиях предприятия, привлечение сбытовиков и торгового персонала к изучению платежеспособного спроса на рынке, мониторинг и диагностика потенциальных рынков сбыта товаров и услуг, включая финансовое состояние и платежеспособность потенциальных покупателей, емкость, абсолютный и текущий потенциалы, соотношение спроса и предложения на конкретные виды товаров и услуг;
подготовка и заключение договоров с покупателями на оптовую поставку выпускаемой продукции, розничные продажи товаров, оказание услуг; подготовка предложений и рекомендаций по плану производства продукции по объемам и номенклатуре или по ассортименту товаров и услуг исходя из результатов маркетинговых исследований;
участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании годовых, квартальных, месячных планов производства (закупок) и суточных планов-графиков сдачи готовой продукции для соблюдения режима поставок, продаж, выполнения работ;
увязка планов запуска в производство и поставки продукции, закупок товаров, оказания услуг с другими подразделениями предприятия;
предъявление претензий другим подразделениям предприятия за невыполнение внутрифирменных обязательств по изготовлению и сдаче продукции;
составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций продаж;
подготовка оперативных заявок на ускорение изготовления отдельных видов продукции и закупок отдельных видов товаров;
обеспечение своевременного получения нарядов-заказов, спецификаций на поставку продукции;
обеспечение соблюдения нормативов остатков готовой продукции, организации правильного хранения, рассортировки, комплектации, консервации, упаковки и отправки товаров потребителям;
планирование и организация отгрузки готовой продукции, подготовка поквартальных данных об общем количестве поставленной продукции, товаров, услуг в соответствии с режимом оптовых поставок и розничных продаж;
осуществление учета и контроля за выполнением планов оптовых поставок и розничных продаж по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами, подготовка суточных данных об отгрузке продукции;
составление перечня товаров и услуг, по которым имеются отклонения от установленного графика, и доведение его до руководства предприятия; выявление товаров и услуг, не имеющих достаточного сбыта, и установление причин отторжения их потребителями;
ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана оптовых поставок и розничных продаж, принятие мер по восполнению подразделениями предприятия задолженности по продукции и услугам;
регулирование взаимоотношений с потребителями, ведение переписки и прием представителей по вопросам поставки товаров и оказанию услуг, расчетов с ними, подготовка материалов для заявления претензий и исков к другим предприятиям и организациям, физическим лицам по вопросам продаж;
сбор первичных сведений об отказах, неисправностях и недостатках в эксплуатации товаров, участие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций и претензий по поводу качества выпускаемой продукции, поставки товаров, оказания услуг;
оценка структуры, длины и ширины товаропроводящей сети предприятия;
оценка состава и организации работ в товаросопровождающей сети, обслуживающей рынок товаров;
организация оптовой торговли выпускаемой предприятием продукции, выбор и контроль посреднических структур, распространяющих товары и услуги;
формирование наиболее оптимальных по длине, ширине, длительности, стоимости и технической оснащенности каналов сбыта товаров и услуг;
определение географического (регионального) размещения потенциальных потребителей и оценка целесообразности поставок через собственную товаропроводящую сеть;
участие в совершенствовании форм доставки продукции потребителям, проведение логистического анализа транспортной системы предприятия, надзор за условиями транспортировки, складирования и хранения товаров;
составление заявок на подачу железнодорожного состава, контейнеров, автотранспорта, других средств, обеспечивающих доставку продукции потребителям (в места продаж) за месяц, квартал, год;
оценка возможности и организация использования существующих дистрибьюторских сетей, обслуживающих конкурирующие и неконкурирующие марки;
оценка целесообразности и организация работы с оптово-розничной торговлей на условиях комиссии;
создание собственной сети фирменных магазинов, представительств или эксклюзивных посредников (дилеров, агентов, поверенных); организация выставок и витринных экспозиций в торговых точках;
методическое руководство дилерской (агентской) сетью, обучение дилеров и обеспечение их необходимой технической документацией, нормативными и рекламно-информационными материалами; контроль за соблюдением фирменного стиля в торговых точках, в дилерских центрах, на сувенирной продукции и фирменным оформлением рекламных материалов, контроль за соблюдением инструкций по эксплуатации и ремонту, гарантийных обязательств, простых и двойных складских свидетельств, инструментов изучения спроса;
оценка уровня организации ремонта и технического обслуживания в товаросопровождающей сети и его влияния на сбыт продукции; организация учета потока обратной связи с потребителями, включая изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению товаров, анализ рекламаций и их влияния на имидж товарного знака и знака обслуживания, разработку предложений по повышению технического уровня и качества продукции;
анализ и совершенствование форм доставки потребителям дополняющих товаров, обязательных принадлежностей, запасных частей к товарам, предоставления сопутствующих услуг;
разработка предложений по технически и экономически обоснованному выпуску запасных частей, участие в разработке и согласовании номенклатуры запасных частей, изготавливаемых предприятием;
подготовка еженедельных рапортов об отгрузке продукции и запасных частей на экспорт;
разработка предложений по совершенствованию гарантийного обслуживания и гарантийного ремонта совместно с другими подразделениями, а также мероприятий по повышению качества и надежности предлагаемых товаров;
подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных правовых актов на поставку отраслевой продукции;
сравнительный анализ издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов, проведение мероприятий по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;
оценка возможностей внедрения в сети индивидуальных предпринимателей-ремесленников, посредников с доработкой-переработкой, посредников с добавленной стоимостью;
оценка согласованности сбытовых и рекламно-информационных стратегий предприятия; оценка коммуникационной и экономической эффективности рекламы, ее влияния на информированность потребителей и показатели продаж;
участие в организации региональных, национальных и международных выставок, ярмарок, гипермаркетов; организация показа товаров в действии, демонстрация диапазона возможностей и преимуществ использования продукции в работе в ходе проведения выставок-ярмарок, в местах продаж, на деловых встречах и курсах подготовки торгового персонала;
оценка экономической эффективности функционирования товаропроводящей и товаросопровождающей сетей;
реализация программы скидок (дисконтных, функциональных, несезонных), оценка краткосрочных финансовых потерь и перспективных финансовых или маркетинговых выгод от ее реализации;
реализация различных вариантов условий и форм оплаты товаров и услуг, систем отсрочки и рассрочки платежей, коммерческих и потребительских кредитов;
оценка возможностей ценовой дискриминации (дифференциации) потенциальных покупателей товаров и заказчиков услуг или различных модификаций товаров и услуг и компенсаций снижения цены по основному товару повышением цен на дополняющие товары, обязательные принадлежности, запасные части, побочные продукты производства, сопутствующие услуги;
планирование надбавок за предоставление покупателям товаров и заказчикам услуг пространственных, временных, дои послеподажных удобств;
реализация программ привязки снижения (повышения) цен к особым датам, праздникам, торжествам;
оценка воздействия психологических (неокругленных) цен;
обеспечение ценового позиционирования товаров и услуг в фирменном магазине или дилерском центре;
подготовка для дилерских (агентских) сетей программ спонтанных скидок (непосредственно в момент торгов);
оценка возможности предоставления скидок на величину остаточной стоимости бывшего в употреблении товара, возвращаемого покупателем;
оценка возможности принятия на себя и усреднения между покупателями расходов на доставку продукции;
оценка целесообразности зонирования цен или привязки цен к базисным пунктам с учетом географического (регионального) размещения потенциальных потребителей;
разработка рекомендаций по корректировке цен товаров и услуг, предоставляемых предприятием, с учетом изменения цен на товары-заменители;
оценка целесообразности снижения цены до уровня себестоимости для максимального охвата рынка и вытеснения с него конкурентов;
оценка возможности завышения цены на инновационную модификацию товара или услуги с целью компенсации финансовых потерь от товаров и услуг, находящихся на стадии затухания спроса;
организация и руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию продукции;
организация в сервисных центрах гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта продукции, оснащение их необходимыми материалами, запасными частями и оборудованием.
Взаимодействие с другими структурными подразделениями организации
Отдел продаж взаимодействует со следующими структурными подразделениями организации:
Отделом маркетинга Отдел продаж получает:
- — сведения о состоянии и прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
- — рекомендации по созданию собственной дилерской или агентской сети;
- — рекомендации по внедрению в существующие дистрибьюторские сети;
- — предложения по привлечению для распространения товаров и услуг комиссионеров и индивидуальных предпринимателей;
- — предложения по организации франчайзинга товаров и услуг по комплексным предпринимательским лицензиям в регионах;
- — предложения по мерчендайзингу (дизайну и оформлению фирменных магазинов, торговых точек и сервисных центров, расположению товаров в торговом пространстве);
- — предложения по организации мобильной торговли и приближению товаров и услуг к покупателю;
- — инструкции по ведению переговоров для торгового персонала, менеджеров по телефонным и персональным продажам;
- — копии графиков рекламных компаний и прямых почтовых рассылок рекламной продукции;
- — рекламные материалы по товарам и услугам, поставляемым предприятием;
- — объекты стендовой рекламы для распространения в товаропроводящей и товаросопровождающей сетях;
- — сведения о проведении выставок, ярмарок, салонов, аукционов, конкурсов, соревнований, тендеров, показательных испытаний;
- — разрешения на корректировку цены и изменения форм оплаты товаров и услуг, согласованные с экономическими подразделениями предприятия.
Отдел продаж предоставляет:
- — предложения по совершенствованию товаров и услуг, выявленные в ходе опросов, проводимых в товаропроводящей и товаросопровождающей сетях;
- — предложения по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;
- — перечни удобств для потребителей, созданных в товаросопровождающей сети на внешнем и внутреннем рынках;
- — схемы товаропроводящей сети и предложения по ее совершенствованию;
- — сведения о заключенных договорах на поставку продукции;
- — информацию об отказах от продукции;
- — поквартальные данные о количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами;
- — рекомендации по содержанию рекламных сообщений;
- — запросы о корректировке цен и предложения по изменению форм оплаты товаров и услуг.
Отделом главного конструктора (главного инженера) Отдел продаж получает:
- — технические условия на продукцию, подлежащую поставке;
- — деталировки для оценки соблюдения принципа модульности конструкции изделия;
- — инструкции по эксплуатации, обслуживанию и агрегатированию производимой техники;
- — карты испытаний;
- — отчеты по надежности техники и нормальной эксплуатации;
- — руководящий материал по сбору и переработке информации о надежности и долговечности техники;
- — сведения о снятии с производства изделий устаревшей конструкции;
- — сведения о разработке новой продукции (закупках новой техники, расширении ассортимента услуг);
- — технические характеристики, описания преимуществ, результаты испытаний и другие данные по вновь разрабатываемым изделиям, необходимые для их рекламно-информационного продвижения на рынок;
- — чертежи (эскизы) тары или упаковки на отгрузку готовой продукции;
- — комплект нормативно-технической документации, необходимой для предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Отдел продаж предоставляет:
- — информацию и отчеты по уровню надежности изделий о выявленных дефектах и отказах;
- — анализ и предложения по рекламациям и отказам техники в условиях нормальной эксплуатации;
- — технические предложения по совершенствованию или изменению конструкции выпускаемой техники, использованию новых и улучшенных материалов;
- — предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники;
- — предложения по расширению возможного диапазона применения товаров и услуг на основе анализа требований и пожеланий покупателей (заказчиков);
- — предложения по созданию модификаций продукции применительно к определенным сегментам рынка;
- — рекомендации по совершенствованию отделки, окраски, по изменению стиля, дизайна, обеспечивающих улучшение эстетического вида товаров;
- — рекомендации по совершенствованию упаковки и консервации, обеспечивающих улучшение сохранности товаров в процессе транспортировки и хранения;
- — предложения по улучшению ремонтопригодности выпускаемой техники, обеспечению адекватного уровня унификации и нормализации конструкции, повышению надежности отдельных агрегатов, узлов и деталей;
- — статистику расхода запчастей на гарантийное обслуживание;
- — информацию о качестве продукции;
- — предложения по разработке и корректировке эксплуатационной и ремонтной документации;
- — согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия;
- — предложения по совершенствованию технических условий на новую продукцию;
- — рекомендации по снятию с производства устаревших или не имеющих сбыта изделий.
Отделом главного технолога (технического директора) Отдел продаж получает:
- — комплекты технологической документации на консервацию, упаковку, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы (операционные, маршрутные и инструкционно-технологические карты);
- — инструкции по сборке, монтажу, настройке продукции в местах эксплуатации потребителем;
- — инструкции по технике безопасности погрузки и разгрузки;
- — инструкции и описания технологии восстановления отдельных деталей и узлов.
Отдел продаж предоставляет:
- — предложения по улучшению процессов окраски, отделки, консервации, упаковки, складирования и хранения;
- — информацию о рекламациях и дефектах выпускаемой техники в условиях нормальной эксплуатации;
- — задания по разработке технологии восстановления отдельных узлов и деталей;
- — предложения по улучшению качества изготовления, сборки и обкатки техники.
Отделом (бюро) технической подготовки производства Отдел продаж получает:
- — план подготовки производства новых изделий;
- — перечень критериев приемки продукции.
Отдел продаж предоставляет:
- — предложения по совершенствованию подготовки производства новых изделий с целью повышения удовлетворенности потребителей;
- — информацию по обеспечению соответствия конструкции изделия стандартам качества, законодательным и обязательным требованиям, относящимся к продукции.
Научно-исследовательским отделом (бюро) Отдел продаж получает:
- — информацию о результатах мониторинга, контроля и испытаний по конкретным изделиям и их конкурентным аналогам;
- — заключения о результатах исследования рекламационных узлов и деталей.
Отдел продаж предоставляет:
- — результаты анкетирования и опросов, проводившихся торговым персоналом;
- — рекламационные узлы и детали на исследования предложений по отработке применения новых материалов и методов обработки, покрытия поверхности, окраски, консервации, изготовления и термообработки деталей, сборки узлов и изделий.
Отделом (бюро) технической информации Отдел продаж получает:
- — фактографическую информацию (фотографии, диаграммы, расчеты) для технических отчетов и рекламных мероприятий;
- — переводы научно-технических публикаций по профилю коммерческой деятельности предприятия для торгового персонала.
Отдел продаж предоставляет:
- — заказы на изготовление фактографической информации для технических отчетов и рекламных мероприятий;
- — заявки на поиск технической информации;
- — результаты сравнительного анализа данных по конструкции изделия, технологии его производства, технико-экономических показателей предприятия и его конкурентов;
- — печатную рекламную продукцию, рекламные аудиои видеоролики на техническую экспертизу.
Отделом (бюро) стандартизации и нормализации Отдел продаж получает:
- — план работы по стандартизации, сертификации и унификации;
- — нормативно-техническую документацию по стандартизации и сертификации, в том числе на тару, упаковку и покрытие поверхности корпусных деталей;
- — проекты приказов и распоряжений по внедрению стандартов;
- — информацию о введении новых и изменении действующих стандартов;
- — проекты стандартов на отзыв;
- — копии заключений о соответствии изделия, каналов сбыта и рекламоносителей требованиям международных стандартов.
Отдел продаж предоставляет:
- — заявки на нормативно-техническую документацию по стандартизации, сертификации и унификации;
- — отзывы на проекты стандартов и нормативно-технической документации, информацию по их верификации (подтверждению) и валидации (утверждению);
- — оперативные планы мероприятий по повышению уровня стандартизации и унификации.
Отделом (службой) материально-технического снабжения Отдел продаж получает:
- — графики закупок и доставки товаров и поставок сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на предприятие;
- — лимитно-заборные карты на получение сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
выделение ключевых показателей рисков;
определение граничных значений;
обеспечение мониторинга и контроля показателей;
разработка регламентов и шаблонов документов;
закрепление ответственности;
корректировка системы материального поощрения;
формирование резервов.
Обеспечение накопления, передачи и использования опыта.
Обучение.
Обновление информации.
Бенчмаркинг и постоянное улучшение.
Где подсмотреть?
Наиболее «продвинутыми» до недавнего времени были методологии риск-менеджмента прикладного характера: для страхового бизнеса, инвестиций в ценные бумаги и банковского дела. В 80х годах XX века получила свое развитие методология управления проектными рисками. Начальную информацию об этом можно почерпнуть в PMBoK®, но есть и обособленные стандарты по управлению проектными рисками. Это, например, Practice Standard for Project Risk Management (Практический стандарт управления проектными рисками) от PMI. Управлению проектными рисками посвящены соответствующие разделы в проектных методологиях (например, в Microsoft Solutions Framework®, в британской PRINCE2® и японской Р2М®).
Однако в последние годы дисциплина рискменеджмента развивается на основе понимания взаимосвязи процессов управления стратегическими, проектными и операционными рисками. Речь идет о построении комплексных систем управления рисками компании (ERM). Примером такого подхода является английская методология M_o_R®. Материалы по данной методологии, к сожалению, пока доступны только на английском языке. Тем не менее данный подход рассматривает управление рисками как комплекс мер в рамках всей организации и дает рекомендации по построению системы риск-менеджмента.
Главное — сообща и системно
Изменения в оргструктуре, регламентах, культуре и образе мышления должны затронуть всех в компании: владельцев, руководителей и сотрудников. В зависимости от масштаба деятельности предприятия внедрение системы риск-менеджмента может занять примерно от полугода до года. IT-решения занимают в системе риск-менеджмента не последнюю роль, но они не заменят собой архитектуру системы и логику распределения ответственности за риски. Так что не стоит хвататься за «автоматизацию» до того, как будет заложена основа системы ERM в структуре, процессах и распределении ответственности.
При постановке системы риск-менеджмента важно обеспечить ее быструю «окупаемость». Результаты осознанного управления рисками должны быть «разрекламированы» в компании. Можно «опереться» на пример неудачного проекта из прежней практики предприятия и показать, как управление рисками могло помочь сохранить деньги (только не нужно искать виновных!).
Конечно, начинать внедрение не имеет смысла, если все лица, принимающие в компании ответственные решения, не разделяют стремление управлять рисками бизнеса на новом уровне. При поддержке владельцев и руководства бизнеса и при обеспечении системного подхода к управлению рисками можно не сомневаться, что ваши усилия не только оправдаются, но и дадут результаты, которые превзойдут ожидания.