Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы развития образности речи старших дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У некоторых авторов образность речи выступает синонимом таких выражений как «красочность языка», «языковое богатство», «яркость изложения» и т. п. Представляющих собой скорее выражение эмоций, возникших при чтении художественного текста, чем результат его анализа, в этом случае образность рассматривается как одно из качеств художественной речи (Б.Н. Головин, В. Голуб, В. Г. Костомаров, Д. Э… Читать ещё >

Теоретические основы развития образности речи старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия «образность речи»

Образность речи рассматривается в контексте связности как одной из главных характеристик речи. Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически сочетавшихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. [38].

«Символичность или образность слова равняется его поэтичности и, следовательно, основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса» (Л. С. Выготский). [13] Образность речи изучали такие лингвисты, как Л. В, Щерба, В, В, Виноградов, Л. А. Булаховский, Г. О. Винокур, Б. В. Томашевский. [29].

Н.B. Гавриш отмечает: «Анализ различных толкований понятия «образная речь» в работе по теории художественной речи показывает, что многие исследователи определяют образную речь как речь выразительную, красочную, экспрессивную, яркую. [15].

У некоторых авторов образность речи выступает синонимом таких выражений как «красочность языка», «языковое богатство», «яркость изложения» и т. п. Представляющих собой скорее выражение эмоций, возникших при чтении художественного текста, чем результат его анализа, в этом случае образность рассматривается как одно из качеств художественной речи (Б.Н. Головин, В. Голуб, В. Г. Костомаров, Д. Э. Розенталь и др.) [29].

Образность речи, по мнению А. И. Ефимова, предполагает не только ее экспрессивность, но и картинность, красочность, наглядность. Речь становится образной и в тех случаях, когда она воссоздает облик самого говорящего. Образность является одним из средств порождения сопереживания. Конкретная чувственность, присущая всякому образу, — является источником эмоциональности. [19].

Образными средствами художественной речи являются тропы (изменения основного значения слова, перенос одного названия на другой предмет) и фигуры, которые усиливают впечатление от чего-либо, делая его ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, антонимы, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, многозначность, олицетворение, омонимы, перифраза, синекдоха, синонимы, сравнение, эмоциональная лексика, эпитет. [25].

К фигурам в широком понимании относят любые языковые средства, придающие речи образность. Условно их делят на семантические (антитеза, градация) и синтаксические (анафора, инверсия, умолчание, риторический вопрос). Речь делается образнее не только благодаря использованию различных тропов, но и благодаря отбору существительных и глаголов, которые помогают нам наиболее точно вызвать представление об описываемом действии и состоянии. Важен также подбор образных определений и умение с их помощью создать речевой рисунок. [26].

Эпитет наиболее распространенное образное средство, которое чаще всего используется в речи. Эпитетом имя прилагательное становится тогда, когда оно является эмоционально-выразительным развитием образной мысли. Именно это средство художественной выразительности используют чаще дошкольники при рассматривании пейзажных картин и их описании.

Промежуточное положение между тропами и фигурами занимает сравнение. Образная сущность сравнений состоит в сопоставлении двух или нескольких названных словами предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.

Сравнение помогает раскрыть суть весьма сложных вещей через неожиданное сопоставление. Особым видом сравнения являются отрицательные сравнения. Гипербола — тоже вид сравнения, при котором объективному явлению противопоставляется его преувеличенное представление с целью подчеркивания его особенностей. Если перенос основан на сравнении ярких существенных черт в явлениях, дети легко воспроизводят образ.

В числе языковых средств выражения образов основное место занимает метафора — семантическое явление, обусловленное наслоением на прямое значение слова добавочного смысла под влиянием контекста, добавочный смысл становится доминирующим, преобладающим, а прямое значение теряет свою роль, оставаясь лишь ориентиром для ассоциаций.

Современная филология различает два типа метафор: а) общеязыковые, где переносное значение слов сближается с вторичным номинативным (дождь идет, солнце встает); б) речевые: индивидуально-авторские с яркой образностью и выразительностью.

Распространены метафоры, в которых особенности явлений природы, предметов и отвлеченных понятий уподобляются свойствам живого существа олицетворения.

Аллегория является законченным развитием метафоры в особое композиционное построение — это такое воспроизведение жизни, в котором все изображение имеет не прямое, а переносное значение.

Синонимические средства украшают и обогащают словесно-художественное изображение, предоставляют богатые возможности для речевого творчества, позволяют выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достигнуть точности выражения.

Развитие образности речи предполагает овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими) и совершенствование выразительных средств языка. [50].

Составными частями образности речи являются:

  • а) Выразительность речи — умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачей общения.
  • в) Лексическая сторона речи — работа над смыслом слова с целью научить ребенка употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
  • в) Грамматический аспект — обучение ребенка использованию разнообразных стилистических средств (построение разных типов предложений, порядок слов, уместное применение различных частей речи и т. д.) для развития умения оформлять свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
  • г) Фонетическая сторона — включает в себя звуковое оформление текста (дикцию, темп речи, интонационную выразительность и т. д.). [51]

В современной науке используется термин «изобразительно выразительные средства языка». Иногда понятия «образность» и «выразительность» рассматриваются как синонимы. Исследователи так разграничивают эти понятия. Слово «выразительность» сближается при толковании и употреблении со словами «изобразительность», «образность». Наличие изобразительных средств способствует выразительности речи и представляет собой, в первую очередь, лексические и грамматические средства с чувственно-конкретным значением.

Таким образом, образность речи — сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой