Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические аспекты исследования особенностей оценки и аттестации государственных служащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Двойственность представлений в Российской Федерации о самом лице, государственном служащем, проявляется в наличии и одновременном действии таких разных документов, как Реестр должностей государственной службы и Тарифно-квалификационный справочник работников государственной службы. В постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 5 апреля 2000 г, № 28 «Об утверждении разрядов оплаты… Читать ещё >

Теоретические аспекты исследования особенностей оценки и аттестации государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственная служба и статус государственного служащего

Специалисты государственного управления — государственные служащие, появляются на стадии цивилизации, когда формой организации общества становится государство. Государственная служба появилась вместе с появлением государства, как внешнее проявление государственной формы организации общественной жизни. Появление же законодательства о государственной службе связывают только с капиталистической и последующими стадиями развития человечества. Своим появлением специалисты государственного управления, государственные служащие формируют новый класс — интеллигенцию. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. — 4- изд. — М.: Дело, 2006. — с. 127.

В самом общем смысле можно утверждать, что происхождение государственной службы, а также её характеристики связаны с экономической необходимостью и отражают экономическую необходимость централизованного регулирования в первую очередь производственных отношений при разделении труда на определенной ступени развития производительных сил.

Государство реализует свои функции через деятельность специалистов государственного управления, профессионалов управления, государственных служащих. Отсюда один из вариантов понятия государственной службы — это деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства. Поскольку наличие государственных служащих — неотъемлемый признак наличия и самого государства, то и государственная служба существует везде, где есть государственная форма организации общества. Ее наличие и функционирование не зависят не только от названия государственной организации, но и от наличия или отсутствия законодательства о государственной службе, наоборот, законодательство иногда верно отражает объективные тенденции проявления деятельности государственных служащих, а иногда в законодательстве выдаются желаемые ее черты за действительные. И тогда функционирование аппарата государства не всегда совпадает с публичными заявлениями его руководителей.

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего — служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего и присуща только ему. Глазунова К. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — с. 207.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

В ФЗ «О системе государственной службы в РФ» дано понятие государственной должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Например, к таким органам относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата и др. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003 г.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей. Государственные должности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К категория «Б» принадлежат должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, государственная должность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента РФ — (высшая должность) Управляющий делами Президента Российской Федерации.

К категории «В» принадлежат должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности управления делами Президента РФ — (высшие должности) Первый заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ — генеральный директор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ — главный бухгалтер Управления делами Президента РФ, начальник управления Управления делами Президента РФ, заместитель начальника управления Управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтера Управления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами Президента РФ; (главные должности) начальник отдела управления Управления делами Президента РФ, Заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, заместитель начальника отдела управления Управления делами Президента РФ, советник; (ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности) начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности) специалист 1-ой категории.

Итак, государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Государственная служба. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. В. Оболонский. -М.: Дело, 2008. с. 76.

Государственные служащие — это не то же самое, что обычные наемные трудящиеся. Если Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» предусматривает, что трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право создавать организации, а также вступать в них, то ограничения политических прав и свобод гражданина в отношении работников государственной службы признается и проводится в законодательстве. Особенно стран англосаксонской системы права. Государственное и муниципальное управление в России: история и современность: Сб. тезисов итоговой научно-практической конференции СЗАГС. Санкт-Петербург, 27 февраля 2002 г. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. — с. 331.

Двойственность представлений в Российской Федерации о самом лице, государственном служащем, проявляется в наличии и одновременном действии таких разных документов, как Реестр должностей государственной службы и Тарифно-квалификационный справочник работников государственной службы. В постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 5 апреля 2000 г, № 28 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания Российской Федерации» [Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000, № 6, стр. 41−54.] утверждены «разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений государственной службы» в данном случае медико-санитарной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций. Среди таких должностей руководителей и специалистов: «руководитель бюро медико-санитарной экспертизы», «врач — специалист по медико-социальной экспертизе», «специалист по эргономике» и другие. То есть речь идет о наиболее массовых должностях государственного аппарата, выполняющих наиболее рутинные, элементарные функции государства в порядке повседневной своей деятельности. Это основа механизма государства. Однако их нет в Реестре должностей государственной службы, утвержденных указом Президента РФ. Государственная служба. Тема 1. www.humanites.edu.ru.

В тарифно-квалификационном справочнике правильно они названы работниками государственной службы, и это понимание их исторического и функционального места необходимо для правильной организации их труда, правильной организации функционирования аппарата государства. Государственное и муниципальное управление в России: история и современность: Сб. тезисов итоговой научно-практической конференции СЗАГС. Санкт-Петербург, 27 февраля 2002 г. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. — с. 327.

В Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33, по существу речь идет тоже о руководителях и специалистах, но все они относятся к структуре федеральных органов исполнительной власти, а сами эти органы определяются указом Президента РФ, в настоящее время от 17 мая 2000 г. № 867. И названия, статус и задачи этих органов регулярно меняются. Связь статуса государственных служащих с наименованием государственного органа делает положение служащего неустойчивым, что не отражает сущности государственной службы и не способствует улучшению деятельности государственного аппарата.

Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: законом, подзаконными актами государственных органов, локальными актами.

В Российской Федерации в настоящее время статус государственных служащих регулируется Федеральным законом РФ № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации (с изменениями от 11 ноября 2003 года)». В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе.

Основными ключевыми точками правового регулирования статуса государственного служащего являются:

  • а) порядок получения от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от имени государства;
  • б) механизм реализации государственным служащим функций должности от имени государства;
  • в) обеспечение действий служащего, как выразителя воли государства, государственным принуждением;
  • г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение полномочий, компенсация ущерба обществу.

Понятие государственного служащего выводится из функций государства. Если государство выполняет ту или иную деятельность, прямо определяемую сущностью, классовой структурой, идеологическими постулатами (например, религиозными) данного государства, значит, вовне эту деятельность от имени государства выполнят служащие государства. Признано ли это официально, возведена ли эта деятельность в ранг государственной явным признанием этой деятельности таковой — вопрос второстепенный, вопрос правовой системы в данном государстве. Страны англосаксонской системы права не закрепляют изначально перечень государственных дел, но в случае противоречий по их оценке суд признает эти действия подлежащими защите правом или не признает таковыми; в первом случае они становятся включенными в государственную сферу деятельности и защищаются государственным аппаратом, во втором — они остаются проявлениями случайностей, не возводимых государством в ранг защищаемых правом и не регулирующих общественные отношения. Историческое место государственного служащего в системе разделения труда требует его профессионального владения материалом, умения управлять населением на основе знания закономерностей развития общества и механизмов регулирования этого процесса. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. — 2- изд. — М.: Дело, 2000. — с. 76.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой