Стратегические решения в производственном менеджменте
Границы производственной системы Стратегия границ определяет, какую часть цепочки ценностей включать в состав конкретной производственной системы. Это решение типа: «Производить самим или покупать?» Противоположными крайностями при выборе границ являются концепции полного производственного цикла и полного аутсорсинга. Концепция полного производственного цикла предполагает контроль над всеми… Читать ещё >
Стратегические решения в производственном менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Производственная стратегия относится к функциональному уровню иерархии разработки стратегий, разрабатывается на основе стратегии бизнеса.
Она включает:
- — стратегию товара;
- — стратегию процесса;
- — стратегию границ производственной системы;
- — стратегию местоположения.
Стратегия товара — связующее звено между деловой стратегией и производственной. М. Портер выделяет 5 товарных стратегий.
- 1. Стратегия лидерства по издержкам основана на снижении полных издержек производства за счет массового выпуска стандартного товара и привлечение основной массы покупателей за счет снижения цен.
- 2. Стратегия широкой дифференциации — выпуск широкого ассортимента товаров для различных потребителей, товары отличаются от товаров конкурентов, но издержки и цены выше, чем у конкурентов.
- 3. Стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках ориентирована на низший ценовой сегмент. При этом выпускается упрощенный товар по минимальной цене.
- 4. Стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации — обеспечение потребителей в выбранном сегменте рынка товарами, полностью отвечающими их вкусам, цены и качество при этом выше средних.
- 5. Стратегия оптимальных издержек должна обеспечить оптимальные (самые низкие) издержки и цены относительно производителей аналогичной продукции, либо более высокое качество при сопоставимых ценах.
Первые две стратегии предполагают широкий охват рынка, значительную рыночную долю, стратегии рыночной ниши — наоборот, ограниченное присутствие на рынке (один сегмент).
Более подробную классификацию товарных стратегий предлагает Г. Минцберг. Он выделяет:
- 1) Две основных стратегии товара:
- — стратегию низких издержек (выпуск стандартного товара по низкой цене, за счет эффекта масштаба);
- — стратегию дифференцирования (создание товара, отличающегося от товара конкурентов по дизайну, качеству, имиджу или сопутствующему сервису).
- 2) Пять стратегий набора товаров:
- — стратегия проникновения — последовательное продвижение существующих товаров на существующие рынки;
- — стратегия пакетирования — продажа двух (нескольких) продуктов вместе, в «пакете»;
- — стратегия развития рынка — предложение уже выпускаемых товаров на новых рынках, например в других регионах;
- — стратегия развития продукта — предложение новых (усовершенствованных) товаров на те же рынки;
- — стратегию диверсификации (открытие новых видов деятельности, создание или покупка новых бизнесов)
- 3) четыре стратегии положения товара на рынке:
- — стратегия стандартизированного товара — на массовый рынок выпускается один товар;
- — стратегия сегментирования учитывает неоднородность рынка, выпускается спектр продуктов для различных целевых групп потребителей;
- — стратегия ниши — освоение небольшого отграниченного сегмента рынка при помощи специально ориентированного на него товара;
- — стратегия кастомизации — адаптация каждого экземпляра товара к потребностям отдельного покупателя.
Стратегия процесса определяет тип производственной системы и планировки производства.
Выделяют 4 основных типа производственных систем:
Единичное, или заказное производство — это производство продукции по индивидуальным заказам, отличающееся спросом на высокое качество и требующей изготовление уникальных экземпляров продукции. Используется универсальное оборудование, позволяющее гибко изменять параметры номенклатуры продукции.
Мелкосерийное или гибкое массовое производство имеет идею соединения преимуществ массового производства с расширением номенклатуры продукции, путем использования различных комбинаций стандартных комплектующих. При этом используется универсальное оборудование, позволяющее легко переходит от производства одной номенклатурной единицы к другой.
Крупносерийное или негибкое массовое производство — характеризуется стандартизацией технологий, материалов, производственных процессов. Применение капиталоемких технологий позволяет получать высокий объем стандартной продукции. Однако использование производительного, но узкоспециализированного оборудования затрудняет переход на производство другой продукции.
4. Поточное или конвейерное производство — на входе обеспечивает непрерывное потребление сырья, материалов, а на выходе непрерывный поток готовой продукции одного типа. Наивысшая эффективность достигается при круглосуточном использовании технологического оборудования По мере перехода от 1 к 4 типу производственных систем снижаются удельные производственные затраты (затраты на производство единицы продукции), но растут затраты переналадки (единовременные затраты на перестройку оборудования на выпуск другой товарной позиции).
Выбор типа производственной системы связан с выбором товарной стратегии.
Единичная производственная система используется при стратегии рыночной ниши на основе дифференциации; мелкосерийная — при широкой дифференциации или рыночной нише на основе низких издержек; крупносерийная и поточная — при стратегии лидерства по издержкам.
Выделяют четыре вида планировок производства:
- — предметная;
- — технологическая;
- — с использованием технологических ячеек (комбинация технологической и предметной);
- — с обслуживанием неподвижного объекта.
Границы производственной системы Стратегия границ определяет, какую часть цепочки ценностей включать в состав конкретной производственной системы. Это решение типа: «Производить самим или покупать?» Противоположными крайностями при выборе границ являются концепции полного производственного цикла и полного аутсорсинга. Концепция полного производственного цикла предполагает контроль над всеми этапами цепочки ценностей. В состав производственной системы включается производство сырья, комплектующих, самого товара, дистрибуция и сервисная поддержка, а также процессы разработки и маркетинговой поддержки товара. Концепция полного аутсорсинга предполагает, что все виды ценностей переданы субподрядчиками, а роль организации состоит лишь в разработке бизнес-модели и товара. В связи с мировой специализацией производств, с географическим их обособлением, аутсорсинг становится все более популярным.
Стратегия местоположения. Стратегия определяет, где следует расположить производство, складские, сервисные и вспомогательные объекты.
Существует три концепции выбора местоположения:
- — исходя из близости к поставщикам и потребителям (в случае высоких затрат на перевозку);
- — по полным производственным издержкам (включая таможенные тарифы);
- — по комплексу показателей внешнего окружения (наличие инфраструктуры, материальных ресурсов, рабочей силы, политическая и социально-экономическая обстановка в регионе и т. д.)