Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ результатов экспериментального исследования графо-моторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выполнении графической пробы (по А. Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора… Читать ещё >

Анализ результатов экспериментального исследования графо-моторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика оценки графо-моторных функций по М. М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1−6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или с очень сильным нажимом. Возникали трудности в определении середины отрезка. Проведенные линии выходят за стимулирующие. При выполнении заданий 7−13 отмечались следующие особенности выполнения: фигура-образец обводилась неаккуратно, качество линий плохое, нарисованные фигуры не соответствовали образцу по величине; расположение фигур на строке также было затруднительно. При выполнении заданий 13−16 наблюдались особые выраженные трудности: фигура-образец, выполненная пунктиром, в большинстве случаев обводилась не по направлениям, указанным стрелками, неаккуратно, отмечались разрывы линий.

При выполнении графической пробы (по А. Р. Лурия 1 и 2 вариант рисование простых узоров) дошкольники с ОНР допускали такие ошибки, как несоответствие образцу по величине, стройности, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров элементов узора в конце строки, разрывы линий, при выполнении квадратного узора, прямые линии заменялись пологими. В одной работе произошла замена треугольного узора волнистой линией. Так же замечено, что ученики экспериментальной группы плохо «держат» строчку. Контрольная группа хорошо справилась с заданием. Линии четкие, узор соответствует заданному образцу по форме и величине.

Методика графический диктант оказалась достаточно сложным заданием для детей дошкольного возраста экспериментальной группы. Дети контрольной группы хорошо справились с заданием. Наиболее трудными для детей экспериментальной группы оказались 1 и 3 диктанты, не считая тренировочного. Отмечалось многократное повторение одной серии элементов вместо программы из 2-х звеньев, а также трудности ориентировки право — лево, в связи с чем, пропускалась часть инструкции «одна клеточка налево» и узор приобретал совершенно другую форму, несмотря на то, что первый элемент узора был правильно воспроизведен. Так же отмечалось несоблюдение строки и разрывы линий.

Таблица 1.

Результаты выполнения проб, направленных на исследование графо-моторного компонента, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название текста.

Среднее количество баллов.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Методика оценки графо-моторной функции по М. М. Беззруких.

10,7.

20,1.

Графическая проба по А. Р. Лурия (1 и 2 вариант рисования простых узоров).

2,2.

3,5.

Графический диктант.

5,5.

11,5.

Итого:

18,4.

25,1.

Данные таблицы № 1 свидетельствуют о том, что дошкольники экспериментальной группы за выполнение всех тестов получили меньшее количество баллов, причем максимальные различия были обнаружены за выполнение графического диктанта и методики оценки графо-моторных функции по М. М. Безруких.

Результаты исследования моторики показали, что наиболее тяжелыми в выполнении для детей обеих групп оказались тесты на статическую координацию, динамическую при утомлении и на отчетливость движений. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места, некоторые ученики не могли выполнить задание. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты теста на исследование скорости движений показали, что больше половины детей затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программировали последовательность их выполнения и одновременно являлись сбивающим воздействием, вызвал значительные трудности у большинства детей обеих групп.

Таблица 2.

Результаты выполнения проб, направленных на изучение моторики, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста.

Среднее количество баллов.

Контрольная группа.

Экспериментальная группа.

Статическая координация.

1,1.

1,55.

Динамическая координация.

0,4.

1,15.

Скорость движений.

0,9.

1,5.

Двигательная память.

1,1.

1,6.

Одновременность движений.

0,8.

1,4.

Отчетливость движений.

0,4.

0,8.

Итого:

4,7.

Данные таблицы 2 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение моторики, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем ровесники из контрольной группы.

Причем максимальные различия были получены в результате выполнения таких тестов, как динамическая координация, скорость движений, одновременность движений.

При анализе сформированности серийной организации движений (третий диагностический блок) изучались результаты проб на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»), на реципрокную координацию движений и выполнение графической пробы (по А. Р. Лурия 3-й вариант). Дошкольники с ОНР испытывали значительные трудности при выполнении пробы на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»). Только некоторые ученики (3 человека) экспериментальной группы смогли повторить задание после первой демонстрации правильно. Детям необходимо было показать пробу несколько раз. Учащиеся путали серию движений, не воспроизводили ее до конца. Проба на реципрокную координацию движений также оказалась трудной для детей экспериментальной группы. Задание выполнялось отсрочено, со сбоями в виде отставания той или иной руки, иногда можно было наблюдать поочередное выполнение движений (4 человека).

Таблица 3.

Результаты выполнения проб, направленных на изучение серийной организации движений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Название теста.

Среднее количество штрафных баллов.

Контрольная группа.

Экспериментальная группа.

Проба на динамический праксис.

2,5.

Проба на реципроктную координацию движений.

1,2.

2,4.

Графическая проба по А. А. Лурия (3 вариант).

2,5.

Итого.

3,2.

6,4.

Данные таблицы 3 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение серийной организации движений, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем дошкольники контрольной группы.

Результаты изучения особенностей графо-моторных навыков указывают на то, что, во-первых, у дошкольников с ОНР нарушения компонентов графо-моторных навыков встречается чаще, чем в контрольной группе, и, во-вторых, эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер, чем у ровесников из контрольной группы.

  • 1. Особенности собственно графо-моторного компонента:
    • * линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;
    • * несоблюдение строки;
    • * трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;
  • 2. Особенности моторной сферы:
    • * неловкость выполняемых движений, несогласованная деятельность различных групп мышц;
    • * низкая выносливость к статическим нагрузкам;
    • * особенности динамической координации при утомлении;
    • * несовершенная двигательная память.
  • 3. Особенности серийной организации движений:
    • * недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных действий;
    • * серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии;
    • * в графической деятельности отмечается нарушение плавности, порядка следования элементов, ошибки по типу уподобления и расподобления, возможны макрои микрографии, зрительно-пространственные ошибки.

коррекционный речевой графический моторный дошкольник.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой