Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие, сущность и классификация образовательных Интернет-ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который… Читать ещё >

Понятие, сущность и классификация образовательных Интернет-ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатизация образования позволяет выделить направления, которые раскрывают сущность понятий информатизации сферы образования:

  • — понимание теоретических основ профессионально-педагогический деятельности;
  • — знание философии и методологии обучения;
  • — владение её методами и умениями; способность сочетать теорию и практику при решении различных педагогических проблем;
  • — осуществление профессиональной педагогической деятельности;
  • — умение эффективно использовать современные информационные потоки в образовательной деятельности.

В настоящее время, остаются открытыми вопросы формализации ряда основных понятий и определений. В частности это относится к понятию образовательного электронного издания, электронного учебника, образовательного электронного ресурса.

Электронное издание — совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фотои другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном, оптическом, а также опубликовано в электронной компьютерной сети[9].

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник — основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Некоторые специалисты к электронным средствам обучения относят электронные учебники и учебные пособия, гипермедиа-сайты, педагогические программные средства, имеющие информационное наполнение, и прочие публикации педагогической направленности, создаваемые и размещаемые с помощью информационно-вычислительной техники на средствах телекоммуникаций, магнитных, оптических и других информационных носителях.

Существенное отличие электронных изданий состоит в том, что они могут поддерживать все три компонента образования: получение информации, практические занятия и аттестацию. Электронное издание для школы может дать то, чего учебник не может. Например, оно поддерживает практикумы, создавая виртуальные лаборатории, что помогает в учебной деятельности. Очевидным преимуществом является также проведение аттестации — от простых тестов и контрольных задач до комплексной проверки знаний и умений [10].

Образовательным электронным изданием является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Известно несколько способов формирования определения понятий образовательного электронного издания, электронного учебника, образовательного электронного ресурса. Например, можно построить определение путем перечисления свойств понятия, или, наоборот, отрицанием каких-то свойств. Определяя образовательные электронные средства, большинство авторов пользуется первым подходом. Но некоторые специалисты пользуются вторым путем, учитывая быстрое изменение и развитие информационных технологий, невозможность предсказания появления новых способов представления информации.

Образовательное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Оно должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Электронный учебник — основное образовательное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Образовательные электронные ресурсы — совокупность электронных изданий, необходимых для полного обеспечения учебного процесса в рамках заданной методической системы обучения [11].

Главная особенность образовательного электронного издания, электронного учебника, образовательного электронного ресурса в том, что они не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Вданной работе подобразовательнымиинтернет-ресурсами будем понимать электронные издания, которые будучи редуцированы к бумажному варианту, потеряют свои дидактические свойства [12].

Одной из распространенных и трудных задач современного образовательного процесса является поиск научной образовательной информации в Интернете. Сложность поиска обусловлена большим и постоянно растущим объемом публикуемой в Интернете информации, в которой требуется найти необходимый учебный ресурс. В связи с этим возникает потребность классификации образовательных Интернет-ресурсов и иных средств ИКТ, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и т. д.

В сети Интернет можно найти множество образовательных ресурсов, среди них:

  • — официальные сайты государственных органов управления образованием;
  • — сайты образовательных СМИ;
  • — электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, учебников;
  • — контрольно-измерительные материалы;
  • — тренажеры;
  • — учебные и досуговые игры;
  • — методические пособия;
  • — ресурсы для дистанционных форм обучения;
  • — ресурсы для абитуриентов и другие.

Классификация Интернет-ресурсов может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги:

  • — по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в учебном процессе;
  • — по целевому назначению;
  • — по характеру представляемой информации;
  • — по организации текста;
  • — по форме изложения.

С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут применить принципы классификации электронных изданий:

  • — по целевому назначению;
  • — по технологии распространения;
  • — по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания;
  • — по периодичности;
  • — по структуре.

Исходя из представленных выше критериев, Интернет-ресурсы следует различать:

  • 1) По типу электронных изданий;
  • 2) По предметной образовательной области;
  • 3) По функциональному признаку, определяющему значение и место в учебном процессе;
  • 4) По методическому назначению;
  • 5) По целевому назначению.

По каждому из указанных параметров можно провести классификацию образовательных ресурсов [13].

Классификация образовательных Интернет-ресурсов

По типу электронных изданий выделяют:

  • — электронные информационные продукты (база данных, презентация, электронный журнал и другие);
  • — электронные представления бумажных изданий и информационных материалов (стандарт, учебник, практикум, методические указания, реферат и так далее);
  • — программные продукты (инструментальные средства для создания электронных задачников, тренажеров, систем контроля знаний и психофизиологического тестирования, лабораторных практикумов и другие);
  • — программно-информационные продукты (электронный словарь, энциклопедия, информационно-поисковая система, экспертная система и т. д.);
  • — электронные средства обучения (электронный учебник, система контроля знаний, задачник, тренажер и др.);
  • — комплексные и вспомогательные средства (электронный учебный курс, практикум, развивающая игра);
  • — средства психофизиологического тестирования;
  • — специализированные информационные ресурсы сети Интернет (виртуальная библиотека, поисковая система, Интернет-каталог, сервис рассылки информации, Интернет-трансляция).

Классификация по предметной образовательной области:

Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями [14].

Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:

  • — Предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки Республики Казахстан по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
  • — Предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
  • — Домашние репетиторы;
  • — Контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
  • — Справочного и энциклопедического характера.

По функциональному признаку, определяющему значение и место образовательных электронных изданий в учебном процессе;

В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

  • — Программно-методические. Группа изданий направлена на организацию учебного процесса и управление им. Как составная часть может входить в автоматизированную систему управления учебным процессом (учебные планы и учебные программы);
  • — Учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучение курса);
  • — Обучающие. Издания, входящие в данную группу, рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний (учебники, учебные пособия);
  • — Вспомогательные (практикумы, учебные пособия, сборники задач и упражнений, книги для чтения);
  • — Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления;
  • — Процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом;
  • — Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.
  • — Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.
  • — Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.
  • — Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи.
  • — Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса.
  • — Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.
  • — Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере.
  • — Досуговые. Компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых [15].

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать на:

  • — Обучающие (удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
  • — Тренажеры (удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
  • — Контролирующие (удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
  • — Информационно-поисковые и информационно-справочные (удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации);
  • — Демонстрационные (удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);
  • — Имитационные (удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик);
  • — Лабораторные (удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании);
  • — Моделирующие (удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);
  • — Расчетные (удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции);
  • — Учебно-игровые (удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме);
  • — Игровые (удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств);
  • — Коммуникационные (удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам);
  • — Интегрированные (сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может [16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой