Историческая справка.
Трихинеллёз животных и ветсанэкспертиза мяса при убое
Морфология и биология возбудителя. Изучением морфологии трихинелл занимались многие исследователи (E. B. Тимонов, 1970, и др.).Е. В. Тимонов для изучения динамики, а всех стадиях развития применил люминесцентный метод. Этот метод имеет большие преимущества перед другими, применяемыми для этих целей. Трихинелл обрабатывали от 3 до 40 минут флюорохромами при температуре 37о. после этого различные… Читать ещё >
Историческая справка. Трихинеллёз животных и ветсанэкспертиза мяса при убое (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Впервые мышечные личинки трихинеля были открыты в тридцатых годах прошлого столетия. Впервые описано заболевание было лишь спустя 30 лет. В 1828 году в Лондоне впервые увидели в мышцах человека инкапсулированных личинок трихинелл. Вскоре после этого, в 1835 году студентом Pagef в Лондоне были обнаружены личинки нематод с кальцифицированными капсулами в мышцах трупа человека. Найденные паразиты были исследованы зоологом Оуэном, который описал их и дал название Trichina spiralis. Однако позже родовое название Trichina было изменено на Trihinella, так как первое уже принадлежало некоторым двукрылым насекомым. Вскоре после этих открытий появились сообщения о нахождении трихинелл у человека в Германии, Северной Америке и др. Позже трихинеллы были найдены и у различных видов млекопитающих.
Во второй половине XIX века был расшифрован в общих чертах биологический цикл трихинелл и установлено, что из мышечных личинок в кишечнике животных развиваются нитевидные взрослые паразиты. В России трихинеллез был обнаружен в 1865 году М. М. Рудневым при вскрытии трупа в медико-хирургической академии. В 1873 году Ю. Кох впервые обнаружил личинок трихинелл при жизни, вырезав кусочек двуглавой мышцы у больного трихинеллезом. Трихиниллез встречается довольно часто среди населения многих стран мира. В конце девятнадцатого столетия он имел широкое распространение в Германии. Причиной послужило употребление в пищу полусырых свиных продуктов. В прошлом веке набольшее распространение трихинеллеза приобрел в США, а так же в странах Восточной Европы. Тяжелое клиническое течение трихинеллеза и значительное распространение привлекают особое внимание медицинских работников. Природные очаги инвазии встречаются повсеместно, за исключением Австралии и Антарктиды. Чрезвычайно высокая пораженность трихинеллами многих видов диких млекопитающих ставит их на первое место в качестве резервуара инвазии в природе. Часто регистрируются вспышки трихинеллеза у людей в результате употребления в пищу мяса диких животных, вследствие этого, развитие животноводства в нашей стране на промышленной основе накладывает большую ответственность на работников ветеринарии за ликвидацию трихинеллеза у свиней — основного источника заражения человека. Поэтому в пищу должно поступать доброкачественное свиное мясо, предварительно прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу с обязательным исследованием на трихинеллез. Установление аллергической природы клинического течения инвазии позволило применить патогенетическую до сенсибилизирующую терапию и добиться определенных успехов в лечении больных и снижении летальности.
Трихинеллез представляет собой не только медицинскую и ветеринарную, но и общебиологическую проблему. Учитывая активность и массовое распространение этой инвазии. Международный съезд паразитологов в Будапеште в 1958 году избрал Международную комиссию по трихинеллезу. В 1960 году в Варшаве по инициативе Польского общества паразитологов состоялась Первая международная конференция по трихинеллезу, на которой была создана новая комиссия и в ее состав вошли представители Советского Союза. Комиссия ставила своей задачей — расширение научных исследований по проблеме трихинеллеза, а также разработку наиболее эффективных мер борьбы с этим заболеванием во всех странах. Вторая международная конференция по трихинеллезу состоялась в 1969 году во Вроцлаве (Польша). Третья Международная конференция по трихинеллезу состоялась в США (1972) в г. Майями Бич (Флорида), доклады конференции опубликованы в журнале Expe Parasifology. Для координации борьбы с трихинеллезом в СССР была создана Межведомственная комиссия, куда входят руководящие работники: главного санитарно — эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР, главного санитарно — ветеринарного управления Министерства сельского хозяйства СССР и ученые, занимающиеся проблемой трихинеллеза человека и животных. В 1972 году в Вильнюсе была проведена Всесоюзная конференция по проблеме трихинеллеза человека и животных. В настоящее время в мировой печати накопилась информация, всесторонне освещающая эту проблему. В отечественной литературе проблема трихинеллеза нашла монографическое изложение в книгах В. А. Калюса (1952), Березанцева (1956), но обилие новых фактов и сведений в области изучения этого гельминтоза вызывает необходимость издания новых источников.
Морфология и биология возбудителя. Изучением морфологии трихинелл занимались многие исследователи (E. B. Тимонов, 1970, и др.).Е. В. Тимонов для изучения динамики, а всех стадиях развития применил люминесцентный метод. Этот метод имеет большие преимущества перед другими, применяемыми для этих целей. Трихинелл обрабатывали от 3 до 40 минут флюорохромами при температуре 37о. после этого различные структуры и органы гельминта приобретали способность к вторичной люминесценции и светились утолщения зачаток вульвы и влагалища, которые заметны даже под наблюдением в световой микроскоп. Поскольку половое отверстие у нематод располагается на вертикальной стороне, то таковой у спирально сворачивающейся личинки трихинеллы следует считать наружную сторону. У мужских личинок семенник (лежащий у задней части тела) спереди достигает конца пищеводного клеточного тела и зачатком семяпровода делает изгиб в обратную сторону по направлению к ректуму, мышечных личинок уже через 17 дней можно легко дифференцировать по полу, даже в световой микроскоп.
Половозрелые трихинеллы. В процессе развития кишечных трихинелл разными исследователями насчитывалось от двух до четырех линек. Рост и развитие самок трихинелл в кишечнике белых мышей продолжаются в течение 5 дней, и они увеличиваются в длину с 1.36 мм. до 3.32 мм. И имеют диаметр до 0.08 мм. стихозома за это время у них укорачивается с 0.55 мм. (у личинок) до 0.35 мм. (у взрослой самки). Развитие половой системы у самок начинается с формирования широкой матки и влагалища. Клиновидный зачаток матки у личинки начинает расти вперед по вентральной стороне и вскоре соединяется с зачатком вульвы в гиподерме, через 20 часов после инвазии полностью формируется влагалище, и в нем появляется общий с маткой канал. Через 38 часов на месте генитально — соединительной клетки (у личинки) образуется короткий яйцевод. В задней части матки возникает небольшое мешкообразное вздутие — семя приемник. Длина яичника до 0.45 мм., затем через 6 дней уменьшается до 0.37 мм., через 40 дней до 0.27 мм. Половозрелыми самки становятся через 40 часов, когда в их каудальных отделах появляются яйца. Первое оплодотворение происходит через 44 часа, а сформированные личинки в передних отделах матки видны через 72 часа. В каждой самке содержится 20−25 личинок, обладающих способностью к внедрению в мышечное волокно. Самцы растут в течение 7 дней и за это время увеличиваются в длину с 1.16 мм. до 2.20 мм., и имеют диаметр до 0.07 мм. Самцы начинают отличаться от самок после первой линьки, когда у них на заднем конце тела по сторонам от клоаки образуются сначала небольшие кумулятивные придатки (конические лопасти). Зачаток семяпровода растет назад и через 6 часов соединяется с ректумом, образуя клоаку. Вскоре через 27 часов из нижнего отдела формируется семенной мешок, заполненный спермой. У половозрелых трихинелл по сравнению с мышечными личинками значительно удлиняется средняя кишка, образуя приректальную ампулу. Пищевод не имеет постоянного положения. Анальное отверстие открывается терминально, у самцов между двумя коническими лопастями.
Симптомы болезни. Не характерны, поскольку у пушных зверей трихинеллез протекает хронически и без тяжелых последствий. Обычно отмечают ухудшение аппетита, нарушение функции пищеварения, кровянистую слизь в фекалиях, иногда хромоту, отек век. У домашних животных инвазия клинически также не проявляется. Прогноз почти всегда благоприятный, поскольку абсолютное большинство больных Зверей не погибает. У выздоровевших животных формируется пожизненный нестерильный иммунитет.
Патогенез. Патогенное влияние трихинелл на организм зверей выражается в механическом и аллергическом их воздействии. Личинки трихинелл в период миграции ранят ткани, вызывают кровоизлияние, а взрослые трихинеллы, нарушая целостность слизистой оболочки кишечника, способствуют проникновению в организм патогенной микрофлоры. Кроме того, при паразитировании трихинелл происходит сенсибилизация организма зверей токсическими продуктами, что проявляется ярко выраженными аллергическими процессами. Попав в желудок человека и животных, личинки трихинелл под действием желудочного сока дискапсулируются и локализуются между ворсинками слизистой оболочки кишечника, где через 2−3 дня превращаются в половозрелую форму. Через 6−7 дней самки паразита (они живут всего 15−30 дней) рождают живых личинок (одна самка рождает от 1500 до 10 000 личинок), которые по лимфатическим и кровеносным сосудам заносятся в поперечнополосатые мышцы, где развиваются 17−20 дней и становятся инвазионными, а через 25−30 дней скручиваются в спираль и инкапсулируются. В таком состоянии личинка может оставаться живой несколько лет. Половозрелые самки трихинелл могут находиться в кишечнике зверей до восьми недель, после чего погибают и выходят вместе с фекалиями.
Мышечные волокна теряют поперечно-полосатую исчерченнность, саркоплазма подвергается мелкозернистой деструкции. Соседние мышечные волокна нередко булавовидно расширяются, сарколемма расплавляется, и пораженные волокна сливаются между собой. Расплавляются и нервные волокна. В дальнейшем деструкция мышечных волокон принимает разлитой характер, вокруг них происходит интенсивная инфильтрация и инкапсуляция паразита за счет гиалиновой и соединительно тканных оболочек, которые в конечном счете обызвествляются. Чаще всего поражаются мышцы диафрагмы, межкостальные, жевательные, мышцы глаз и языка.
Патологоанатомические изменения зависят от стадии процесса и тяжести клинического течения болезни. У павших свиней наблюдается крайнее истощение, почти полное отсутствие жира и атрофия мышц. Кровь полусвернувшаяся, дегтярного цвета, алеющая на воздухе. Выявляют очаговые кровоизлияния в печени, жировое перерождение и атрофию (местами) печеночных клеток. В легких на разных стадиях развития болезни отмечаются катар дыхательных путей, отек, пневмонии. Изменения в сердце характеризуются интенсивной пролиферацией эндотелиальных клеток капилляров и тромбозом мелких сосудов, атрофией мышечных волокон и некрозом. При высокой интенсивности инвазии в скелетных мышцах наблюдаются Уплотнения беловатого цвета величиной с маковое зерно.
Диагностика заболевания. С целью диагностики проводят послеубойную трихинеллоскопию туш свиней и мяса используемых в пищу диких животных (дикий кабан, медведь и др.).
Исследование свинины под микроскопом. Тушки поросят-сосунов исследуют на трихинеллез с 3-недельного возраста. Для этого берут два кусочка мышц из ножек диафрагмы общей массой до 120 г. Если пробу из ножек диафрагмы взять невозможно, то берут кусочки других мышц (реберной части диафрагмы, межреберных, жевательных, шейных), от туш морских млекопитающих — мышцы кончика языка и глаза.
Для исследования готовят срезы, вырезая маленькими изогнутыми ножницами небольшие кусочки мышц величиной с овсяное зерно. Ножницы держат вогнутой стороной к мышце, и тогда срез остается на их выпуклой стороне, что удобно для его помещения на стекло компрессориума. Срезы берут из разных мест и раскладывают их в середине клеточек нижнего стекла компрессориума. От каждой исследуемой туши готовят не менее 24 срезов, которые раздавливают стеклами компрессориума и просматривают под трихинеллоскопом при увеличении в 50−70 раз или под микроскопом при малом увеличении.