Биологические особенности и ареал распространения яков.
Агроэкологические условия зон разведения яков
Монгун-Тайга (тув. М? г? н-Тайга — Серебряная гора) — горный массив на территории Монгун-Тайгинского кожууна, в междуречьи Мугура (с севера), Шара-харагай (с востока и юго-востока) и Толайты (с запада), на востокеАлтая. Российская часть Алтайских гор считается частью Западной Сибири, но Монгун-Тайга в 1932 году была передана (вместе с севером Убсунурской котловины) из состава Монголии в состав… Читать ещё >
Биологические особенности и ареал распространения яков. Агроэкологические условия зон разведения яков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Яководство является традиционной отраслью высокогорных районов Республики Тыва. Яки распространены в основном в районах Западной зоны, в Бай-Тайгинском и Монгун-Тайгинском районах.
Монгун-Тайгинский кожуун, один из немногих уголков планеты, где человеческая деятельность пока не привела к катастрофическим, часто необратимым изменениям естественных природных экосистем. Этот факт еще в большей степени свидетельствует о ценности кластера Монгун-Тайга, о необходимости его сохранения как природного и культурного эталона.
Монгун-Тайга (тув. М?? г?н-Тайга — Серебряная гора) — горный массив на территории Монгун-Тайгинского кожууна [1], в междуречьи Мугура (с севера), Шара-харагай (с востока и юго-востока) и Толайты (с запада), на востокеАлтая. Российская часть Алтайских гор считается частью Западной Сибири, но Монгун-Тайга в 1932 году была передана (вместе с севером Убсунурской котловины) из состава Монголии в состав Тувинской Народной Республики, а в 1944 году (после вхождения Тувы в состав РСФСР) стала вместе со всей Тувой считаться частью Восточной Сибири.
У восточного подножья массива лежит озеро Хиндиктиг-Холь. Здесь находится наивысшая точка Тувы и всей Восточной Сибири — гора Монгун-Тайга (3976 м). История покорения Монгун-Тайги началась в 1946 году, несмотря на то, что гора считается священной и по местным поверьям восходить на ее вершину запрещено. Она до сих пор привлекает альпинистов и горных туристов — к ее вершине проложено несколько маршрутов разной категории сложности.
Массив сложен кристаллическими сланцами и песчаниками, прорванными в центре массива интрузиями гранитов. В высокогорье — ледники общей площадью около 44 кмІ. По периферии массива широко распространены валунные ледниковые отложения — показатели былого мощного оледенения. Наличие следов древних форм оледенения, а также свежих форм рельефа, слабо изменённых эрозией, говорят о молодости поднятия, возникшего, вероятно, в конце ледникового периода. На северных склонах массива — луговая растительность и горные тундры, на южных склонах — высокогорные степи и каменные развалы. Лесной пояс полностью отсутствует. Лишь небольшие участки лесов из сибирской лиственницы встречаются по долинам рек и ручьёв, у подножия северных склонов массива.
В 2000 году здесь образован кластерный участок биосферного заповедника «Убсунурская котловина» площадью 15 890 га, для охраны альпийских лугов, каменистых тундр и холодных степей, в которых обитает алтайский архар (горный баран) и ирбис (снежный барс).
В результате исследований Р. Б. Чысыма было выяснено, что в тех участках, где происходит выпас скота биоразнообразие больше и ценные кормовые растения являются доминантами.
На вершинах сопок и на южных склонах травы весной отрастают значительно раньше, чем в понижениях и северных склонах. На высоких точках рельефа рано высыхает почва, что делает ранневесенний выпас безопасным для дернины безопасным для выпаса. Поэтому целесообразно пастбищный сезон начинать со стравливания вершин гор и южных склонов. Культ природы наших предков заключался не только проведении культовых обрядов, но и воспитании особого природоохранного мировоззрения.
Кочевники в Монгун-Тайгинском кожууне понимают, что в степи животное не может жить без травы, трава — расти без воды, а человек без скота. Вода для кочевников священна — ыдык, как и земля, солнце, небо. Следовательно, все они составляют единую систему — степную экосистему: трава — пастбища и стада (дикие и домашние животные) — вода — солнце — космос — кочевник. Все вместе, как единое целое существовали многие тысячелетия. Поэтому они кочуют круглый год и пастбищные стоянки не забрасываются, как это делается в Центральной и Южной Туве. Результаты исследований позволят увидеть установленные законы об охране окружающей природной среды. Принять оптимальные решения по режиму землепользования с учетом природоохранных и экономических потребностей.
Наибольшее поголовье яков в республике было в 1993 г. (52 016 голов). Общая численность яков по состоянию на 1 января 2005 г. равна 8744 головы, что составляет 16% от поголовья 1993 года. Ведение отрасли основывается на максимальном использовании пастбищной растительности. В горных районах республики без особых капитальных вложений и затрат можно получать качественную продукцию.
Во время исследования, проведенного Р. Б. Чысыма «Генофонд тувинского яка» впервые на популяционном уровне проведены комплексные исследования хозяйственно полезных, гематологических, биохимических, иммунологических и цитогенетических показателей яков, характеризующих их физиологическое состояние с учетом общей экологической характеристики зон разведения.
Впервые изучены система содержания, разведения и технология ведения отрасли в различных агроэкологических зонах республики. Установлены экстерьерные и конституциональные особенности яков, районированных в условиях Республики Тыва. Определены молочная, мясная и шерстная продуктивность, а также рабочие качества яков. Изучены морфологические особенности тувинских яков: масть, экстерьер, состав крови и возрастная динамика естественной резистентности.
Во время исследования «Генофонд тувинского яка» изучены 10 генетических белковых систем крови и эритроцитарный фонд яков по 8 генетическим системам групп крови. Установлен мономорфизм популяции яков Тывы по системам Hb, Pa-1, Tf, Ptf-1, Ptf-2, Ptf-4. Наиболее полиморфными системами у яков являются эстераза и щелочная фосфатаза. Выявлены значительные различия в эритроцитарном фонде изученной популяции яков.
Одним из комплексных маркеров в оценке тувинской популяции яков могут быть Е В-системы. Для Тувинской популяции 1антигены R1, R2 С-cистемы крови и характерна высокая частота эритроцитарных антигенов Q, Е 1, R1, R2 которые отсутствуют у яков Монголии и Бурятии.
Проведена экологическая оценка основных зон разведения яков, определена динамика накопления тяжелых металлов в почве, кормах и волосе яков загрязненных территорий. Установлено негативное влияние антропогенного загрязнения на физиологическое состояние, которое проявилось в функциональном нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы (35%), увеличении границ печени (20%), нарушении деятельности желудочно-кишечного тракта (18%), остеолизисе хвостовых позвонков, ребер и деформации копытного рога (16−20%). У 16−35% животных отмечены нарушения воспроизводительных функций.
В организме яков, обитающих в зоне загрязнения, установлены изменения гематологических, биохимических, иммунологических и цитогенетических параметров, отмечено снижение уровня иммуноглобулинов, фагоцитарной активности нейтрофилов и лизосомально-катионных белков гранулоцитов крови со значительным повышением частоты геномных мутаций и хромосомных аберраций. Научная новизна исследований подтверждена получением патента на изобретение № 2 270 562 «Способ сохранения редких и исчезающих пород животных» (прилагается).
Работа представлялась на научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. А. Пальмбаха (Кызыл, 1998); республиканской научно-практической конференции «55 лет в составе России» (Кызыл, 1999); международной конференции «Становление и развитие науки в Туве» (Кызыл, 2000); 4-ой международной научно-практической конференции «АПК Сибири, Монголии и Республики Казахстан в ХХ 1 веке» (Улан-Батор, 2001); международной научной конференции «Современные проблемы селекции, ветеринарной генетики и защиты животных от болезней» (Витебск, 2001); 1-й международной конференции «Ветеринарная генетика, селекция и экология» (Новосибирск, 2001); 2-й международной научно-практической конференции «Тяжелые металлы, радионуклиды и элементы биофилы в окружающей среде» (Семипалатинск, Казахстан, 2002); 1-й международной научно-практической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2002); на совместном заседании Президиума СО РАСХН и Правительства Республики Тыва «Проблемы научного обеспечения, стабилизации и развития АПК Республики Тыва» (Кызыл, 2002); 12-й международной конференции «Тяжелые металлы в окружающей среде» (Гренобль, Франция, 2002), 6-й международной научно-практической конференции «Аграрная наука Сибири, Монголии, Казахстана и Башкортостана — сельскому хозяйству» (Павлодар, 2003); научно-практической конференции «Наука сельскохозяйственного факультета Тывинского государственного университета агропромышленному комплексу республики Тыва» (Кызыл, 2003); 2-й международной конференции «Ветеринарная генетика, селекция и экология» (Новосибирск, 2003); международных научных конференциях «Экология и рациональное природопользование» (Египет, 2004), «Природопользование и охрана окружающей среды» (Греция, 2004); 7-й международной научно-практической конференции «Сельскохозяйственная наука АПК Сибири, Монголии, Казахстана и Кыргызстана» (Улан-Батор, 2004).