Организация ассортимента на предприятии
Покупатели уже не терпят задержек, вариаций в эксплуатационных характеристиках товара и низкого качества обслуживания, которые в прошлом воспринимались как норма. Деятельность многих компаний оценивается как неудовлетворительная не потому, что потребителей не устраивают качество товаров и уровень сервиса покупатели разочарованы тем, что фирмы не успевают за конкурентами в повышении стандартов… Читать ещё >
Организация ассортимента на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Товарный профиль (тип) и специализация предприятия определены его Уставом ООО «Кристалл». Товары, приобретаемые потребителями в ООО «Кристалл», соответствуют установленным стандартам. Каждая партия товара сопровождается документом, в котором, во-первых, перечислены основные параметры и характеристики товара и, во-вторых, указана дата, до которой товар должен быть распродан.
Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 50−55% торговой площади ООО «Кристалл» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Также в оснащении магазина имеется современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине 2 расчетных узла, осуществляется обслуживание по пластиковым картам «ВТБ24», «Сбербанк России» и т. д.
При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:
- — линейный, т. е. горки, прилавки, пристенное оборудование расположены вдоль стен и в центре зала, создавая при этом непрерывную линию;
- — островной, т. е. торговое оборудование размещено в конце зала в виде островка прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.
Хорошо видны из любой точки торгового зала и красиво оформлены специальные указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине.
Товарный профиль предприятия «Кристалл» — это непродовольственные товары. Специализация предприятия организована по товарному признаку, т. е. предусматривается ограничение деятельности предприятия торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Исходя из товарной специализации, предприятие «Кристалл» можно отнести к группе смешанных магазинов, ведущих торговлю как непродовольственными, так и сопутствующими товарами. Продукт в розничной торговле не однозначен. С одной стороны предприятие предлагает ассортимент товаров, с другой продуктом является качество обслуживания. Оба эти элемента являются основными элементами комплекса маркетинга. Ассортиментный портфель предприятия и качество обслуживания можно рассматривать как в комплексе, так и отдельно друг от друга.
По типам продукта первым типом является ассортимент предприятия торговли и представляет собой набор потребительских товаров. Ассортимент «Кристалл» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами.
В качестве основного ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: чистящих и моющих средств, шампуней и гелей для душа, аэрозольной продукции всех видов назначения, инсектицидов, средств по уходу за обувью, мыла, косметических средств. Сопутствующая продукция представлена игрушками и хозяйственными товарами (фольга пищевая, скотч прозрачный, пленка пищевая, мешки для мусора, губки для посуды, губки для обуви, салфетки универсального назначения, перчатки х/б с ПВХ, резиновые перчатки, тряпки для пола, средства борьбы с насекомыми и грызунами), то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо основных товаров. Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте.
В ассортименте представлены товары ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей и брендов, таких как: Procter&Gamble (Проктер энд Гембл), Hayat Kimya (Бинго), Gillette, Unilever (Юнилевер СНГ), Reckitt Benckiser (Бенкизер), PZ Cussons, Dental-Kosmetik Gmbh, LACALUT (Лакалют), Henkel, Шварцкопф (Schwarzkopf & Henkel), SC JOHNSON, Tork (SCA), ЗАО «Ступинский химический завод», НПО Линстэк, Colgate-Palmolive, Gold Star (Голд Стар), ООО Финист, Альфатехформ, группа компаний Аквалон, ООО «АМС-Медиа», ООО «МАДЭН-торг», Bella TZMO (Белла-Восток), Nivea, ООО «Первое решение», ЗАО «Невская Косметика», ОАО «Свобода» (Косметическое Объединение Свобода), ОАО «Нэфис-Косметикс», Bagi Professional (Баги), ОАО «Аист», ООО «Марал-Трейд», Красная линия, Belux, ООО «Черлин», ОАО «Арнест», ООО «РУСАЛ-Саянская фольга», Statestrong Group (Англия), Glaxo Smith Kline, ООО «Самик» и многих других.
Принцип формирования товарного ассортимента в магазине — функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, товаров бытовой химии и парфюмерно-косметических товаров. Товарный ассортимент предприятия является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).
Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных товаров, у объекта изучения 769. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) ООО «Кристалл» определяется делением общего количества продукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя товарная линейка магазина охватывает 51 позицию.
Глубину номенклатуры можно определить исходя из количества вариантов исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. На основе литературы Савиной Е. В. и Наумовой Л. М. была рассчитана глубина номенклатуры ООО «Кристалл». Например, порошок Tide продается различной фасовки (400 грамм; 800 грамм; 2400 грамм, 4300 грамм, 6400 грамм), в трех упаковках (пакетах, коробках и пластиковых ведрах), значит, глубина номенклатуры порошка Tide равна 5*3=15. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, вес, форма продукта, наличие наполнителей или красителей, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры магазина составила 1023.
Ассортиментные группы продукции ООО «Кристалл» являются гармоничными, так как включают товары широкого потребления (товары бытовой химии и парфюмерно-косметические товары), проходящие через один и тот же канал сбыта и обладающие схожими функциями для покупателей. Под гармоничностью номенклатуры и ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций.
Ассортиментная группа «гигиенические средства» разделена на восемь ассортиментных подгрупп: зубная паста, щетки для чистки зубов, туалетная бумага класса эконом, туалетная бумага класса люкс, бумажные полотенца, бумажные салфетки, бумажные носовые платочки, салфетки универсального назначения. Таким образом, широта ассортиментной группы «гигиенические средства» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов. Глубина рассчитывалась способом, рассмотренным выше. Исходя из этого, широта, насыщенность и глубина «гигиенические средства» представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Широта, насыщенность и глубина ассортиментной группы «гигиенические средства».
Широта. | Насыщенность. | Глубина. |
зубная паста. | 8 торговых марок. | |
щетки для чистки зубов. | ||
туалетная бумага класса эконом. | ||
туалетная бумага класса люкс. | ||
бумажные полотенца. | ||
бумажные салфетки. | ||
бумажные носовые платочки. | ||
салфетки универсального назначения. | ||
Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы «гигиенические средства» равна 38. Таким образом, глубина ассортиментной группы «гигиенические средства» составила 125.
На сегодняшний день потребители нуждаются скорее не в товарах, а в услугах. Создать реальные преимущества товара трудно, но еще сложнее поддерживать их, поэтому дифференцирование основывается на увеличении ценности товара путем приложения к нему дополнительных услуг. Для успешного развития ООО «Кристалл» в финансовом и коммерческом плане, ему необходимо создать удовлетворенного потребителя, который станет постоянным посетителем и будет привлекать новых, так как удовлетворенный человек обязательно посоветует своему близкому посетить данный магазин.
Это обусловлено тем, что в современной конкурентной среде деятельность организации розничной торговли зависит не только от того, какой ассортимент предлагается покупателю, какого качества и по какой цене, но и от того, какие еще дополнительные услуги предоставляет магазин, формируя тем самым постоянного клиента.
Покупатели уже не терпят задержек, вариаций в эксплуатационных характеристиках товара и низкого качества обслуживания, которые в прошлом воспринимались как норма. Деятельность многих компаний оценивается как неудовлетворительная не потому, что потребителей не устраивают качество товаров и уровень сервиса покупатели разочарованы тем, что фирмы не успевают за конкурентами в повышении стандартов качества. На данный момент у магазина ООО «Кристалл» есть реальные конкуренты, которые специализируются на реализации подобных товарных групп. Они расположены недалеко от магазина и представляют существенную угрозу для него, так как, если покупатель решит, что у данных торговых точек условия покупки лучше, ООО «Кристалл» грозит потеря части покупателей.
2.3 Ассортиментная стратегия магазина Ассортиментная стратегия магазина «Кристалл» направлена, с одной стороны, на учет желаний потребителя в отношении свойств предлагаемого товара, а с другой — на усиление конкурентоспособности магазина «Кристалл».
Предприятие ООО «Кристалл» в своей ассортиментной политике действует по стратегии: фирма выступает на существующем рынке с существующим (старым) товаром. Так как бытовая химия и хозяйственные товары всегда конкурентоспособны, то и спрос на продукцию не спадает.
Классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов роста продаж предприятию позволяет матрица БКГ (таблица 3).
Матрица выделяет четыре типа товаров:
«Звезды» («Парфюмерия»). Товары, имеющие большую долю рынка. Они требуют обычно мощного инвестирования для поддержания своего роста. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров».
Таблица 3.
Построение матрицы БКГ.
СЕБ. | Продажи ООО «Кристалл»,. тыс. шт. | Продажи главного конкурента ООО «Кристалл», тыс. шт. | Темп роста рынка, %. | Доля рынка. |
Бытовая химия. | 109,5. | 17,8. | 0,86. | |
Парфюмерия. | 54,8. | 15,5. | 0,78. | |
Хозяйственные товары. | 18,3. | 20,6. | 0,47. | |
Игрушки. | 11,0. | 13,4. | 0,45. |
«Дойные коровы» («Бытовая химия»). Товары с низкими темпами роста и большой долей рынка. Этим устойчивым преуспевающим СЭБ для удержания их доли рынка требуется меньше инвестиций. При этом они приносят высокий доход, который компания использует для оплаты своих счетов и для поддержания других СЭБ, требующих инвестирования.
«Вопросительные знаки» («Хозяйственные товары»). Элементы бизнеса, имеющие небольшую долю быстрорастущих рынков. Они требуют большого количества средств даже для поддержания своей доли рынка, не говоря уже об ее увеличении. Руководству следует тщательно продумать, каких «темных лошадок» стоит превратить в «звезды», а какие поэтапно ликвидировать.
«Бедные псы» («Игрушки»). Товары с низкой скоростью роста и небольшой долей рынка. Они могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода.
Точное знание места расположения товаров на матрице позволяет оценивать перспективы их сбыта. Стратегическое планирование по методу БКГ выражается в стремлении предпринимателя к достижению максимального сотрудничества между различными группами товаров.