Понятие и классификация общего недоразвития речи
Нас интересует III уровень общего недоразвития речи, т.к. исследование слоговой структуры слова проводилось у детей с данным речевым нарушением. Известно, что III уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться… Читать ещё >
Понятие и классификация общего недоразвития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда) [18]. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Для общего недоразвития речи характерными признаками являются:
позднее появление речи (нередко лишь к 7−8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Недоразвитие речи имеет различное происхождение и, соответственно, различную структуру аномальных ее проявлений. У одних детей речь в ее общепринятых формах вовсе отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии, у третьих речь оказывается более сформированной, но она значительно отстает от нормы. Все многообразие степеней речевого недоразвития разбивают условно на три уровня: отсутствие общеупотребительной речи, развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития [32].
Нас интересует III уровень общего недоразвития речи, т.к. исследование слоговой структуры слова проводилось у детей с данным речевым нарушением. Известно, что III уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затрудненным [19].
Исследователями выделены особенности звукопроизношения при ОНР:
- — недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы;
- — замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции, чаще это относится к замене соноров;
- — нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному;
- — смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимозаменяя их;
ѕ фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки [19].
Р.Е. Левина говорила, что данные особенности задерживают овладение дошкольниками звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дошкольники смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук) у этих дошкольников оно проявляется в смешении заданных звуков с менее сходными [17].
Диагностическим показателем речи дошкольников описываемого уровня является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. У дошкольников этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер. На этом уровне фразовая речь дошкольников приближается к низкой возрастной норме. Их бытовой словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью.
Таким образом, общее недоразвитие речи — системное нарушение. Одним из диагностических показателей речи детей данного уровня является нарушение слоговой структуры слова.