Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Пять сил конкуренции по М. Портеру

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:· большое число конкурентов; Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:· экономия на масштабе и опыте… Читать ещё >

Пять сил конкуренции по М. Портеру (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:

  • · проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
  • · угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
  • · компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
  • · воздействию продавцов (поставщиков);
  • · воздействию покупателей (клиентов).
  • 1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
    • · экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
    • · дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями;
    • · потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;
    • · издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т. д.;
    • · необходимость создания новой системы каналов распределения;
    • · политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
  • 2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:

  • · проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
  • · рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов — сухих смесей для легких завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих изделий;
  • · производство новых, привлекательных продуктов;
  • · улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
  • 3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
    • · большое число конкурентов;
    • · однородность выпускаемых товаров;
    • · наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;
    • · высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
    • · зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

Один из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен российским экономистом А. Юдановым. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.

Коммутанты (серые мыши) — маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товарыподделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.

Патиенты (хитрые лисы) — узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия — основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.

Виоленты (слоны, львы — в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия — низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях они уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.

Эксплеренты (скорее всего, мотыльки — почти эфемерные создания) — фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.

4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные поставщики могут:

  • · повышать цену на свои товары;
  • · снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила поставщиков определяется:

  • · наличием крупных компаний-поставщиков;
  • · отсутствием заменителей поставляемых товаров;
  • · ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, — один из неглавных заказчиков;
  • · решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
  • · способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.
  • 5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
    • · в давлении на цены в целях их снижения;
    • · в требованиях более высокого качества;
    • · в требованиях лучшего обслуживания;
    • · в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Сила покупателя зависит от:

  • · сплоченности и концентрированности группы потребителей;
  • · степени важности продукции для покупателей;
  • · диапазона ее применения;
  • · степени однородности продукции;
  • · уровня информированности потребителей;
  • · других факторов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой