Анализ рынка сбыта продукции
В отличие от других сегментов рынка быстровозводимых зданий, для мобильных зданий практически нехарактерна такая категория участников рынка, как строители и монтажники. Главная причина — высокий уровень заводской готовности зданий. Как правило, монтаж объекта осуществляют производители, либо заказчик при контроле производителя. В предкризисные годы рынок модульных зданий рос примерно на 30… Читать ещё >
Анализ рынка сбыта продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В России и странах бывшего СССР технологией модульного строительства заинтересовались примерно тридцать лет назад. Так, 20 сентября 1986 года было принято постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось «о дополнительных мерах по дальнейшему развитию строительства зданий из легких металлических конструкций комплектной поставки». Что касается практики, то быстровозводимые здания строили в небольших количествах.
В настоящее время положение дел в строительном и нефтегазовом комплексе России кардинально изменилось. Сейчас надо на выделенные средства строить быстро, качественно, а главное — дешево.
В таких условиях рынок быстровозводимых зданий переживает стремительное развитие. Этому способствуют также серьезные внутренние и зарубежные инвестиции в торговлю, в промышленность, укрупняется бизнес.
В предкризисные годы рынок модульных зданий рос примерно на 30% в год. В 2009 году, из-за сокращения почти всех основных отраслей-потребителей, рынок модульных зданий сократился почти на 40%, составив 780 тыс. кв.м. Отметим, что в этот объем не попали деревянные бытовки, собираемые вручную или локальными кустарными производителями.
Импорт на российском рынке модульных зданий не превышает 10%. Более 80% импортных поставок обеспечивают производства таких стран, как Австрия, Словения, Германия, Чехия, Турция.
В отличие от других сегментов рынка быстровозводимых зданий, для мобильных зданий практически нехарактерна такая категория участников рынка, как строители и монтажники. Главная причина — высокий уровень заводской готовности зданий. Как правило, монтаж объекта осуществляют производители, либо заказчик при контроле производителя.
Сегодня на рынке модульных зданий свою продукцию предлагают несколько типов компаний.
Структура российского рынка модульных зданий:
1. Производители Производители быстровозводимых зданий Эти компании уже обладают всем необходимым оборудованием и знаниями, поэтому для расширения ассортимента блок-модули предлагает большинство фирм (пример — «Димар» (www.dimar.ru), Convice (www.convice.ru), «ОстМет» (www.ostmet.ru), «Венталл» (www.ruukki.com) и др.).
Производители деревянных домов Большинство производителей деревянных домов специализируются на небольших деревянных зданиях — бытовки, бани и т. п., многие вместе с тем предлагают блок-модули из металла. Компании этого типа не заявляют свои возможности по строительству больших модульных зданий, состоящих сразу из нескольких оборудованных контейнеров (пример — СК «Ясень» (www.yasen.agava.ru), «Два Федора» (www.2fd.ru) и др.).
Производители контейнеров Часто такие компании, обладая необходимым оборудованием, делают также бытовки и модули. Как и производители деревянных домов, такие компании редко берутся за крупномасштабные проекты (Containex (Австрия, www.containex.ru), «Модуль-Сервис» (www.modul-servis.ru) и др.); российский пример — «Санкт-Петербургский Завод энергоэффективного приборостроения» (www.eeer.ru).
Мобильные модульные здания иногда производят фирмы, традиционно занятые в обеспечении нефтегазовых компаний (например, «Рыбинсккомплекс» (www.r-kompleks.ru), «Техмаш» (www.vagondom.ru) и др.).
Существуют и такие компании, которые занимаются только модульными зданиями, бытовками, передвижными лабораториями и т. п. (пример — «Центр бытовых помещений» (www.vremyanka.ru), «Клипсар-МЧ» (www.klipsar.ru), «Западно-Сибирский завод модульных конструкций» (www.wszmk.ru), ЗАО «ЗиС» (www.zaozis.ru), «Экрос-Строй» (www.ecrosstroy.com) и др.).
Выпуск блок-боксов — интересная возможность диверсификации бизнеса для производителей и трейдеров различного рода оборудования. Так, например, ООО «Энергетика» (www.adkom.ru) занимается продажей дизельных электростанций и производит собственные блок-боксы для них, ГК «Промышленные силовые машины» (www.psm-trade.ru) предлагает импортные генераторы и собственные блок-боксы.
Компании, продвигающие технологию строительства объемно-модульных деревянных домов: ООО «ЗОМЗ» (www.dreamhome.ru), «Модульстрой» (www.modul-stroy.ru).
Трейдеры Кроме того, на рынке мобильных зданий работают трейдеры (их доля незначительна). Это и компании производители другого профиля, закупающие блок-модули или их части (каркас) для ассортимента, и чисто торговые фирмы (например, представители австрийской компании Containex — «А-Хо Строй» (www.ahostroy.ru), СSR (www.csr-block.ru), ГК «Альфа Сервис» (www.modul-servis.ru), «Реалтранспром» (www.realtransprom.ru)).
В некоторых случаях один трейдер может работать сразу с несколькими компаниями (например, «Центр бытовых помещений» (www.vremyanka.ru), помимо собственной продукции, предлагает контейнеры «Вологодского завода СКДМ», австрийской компании Containex).
Строители Как уже было сказано выше, на рынке модульных зданий сегмент строителей и монтажников практически отсутствует. Однако иногда строительные компании выступают в некотором смысле трейдерами. Например, они могут заявлять свои возможности возведения здания «под ключ», при этом комплект (или блок-модули в случае интереса заказчика к модульным зданиям) закупать у своего партнера-производителя.
Кроме того, на рынке модульных зданий работает ряд компаний, занимающихся только проектированием зданий, как правило, всех типов быстровозводимых металлических. Типичным примером такой компании является «ЕвроАнгар» (www.euroangar.ru).
Российский рынок модульных здания высоко фрагментирован: ни один из его участников не имеет долю продаж выше 10%.
Чуть менее 50% сбыта обеспечивают 10 компаний, реальный объем производства каждой превышает 1000 единиц блок-модулей.
Таблица 2.4. SWOT анализ потребителей.
Внутренняя среда. | Положительное влияние. | Отрицательное влияние. |
Сильные стороны. | Слабые стороны. | |
Самая конкурентоспособная цена в своем сегменте. Увеличение сегмента потребителя за счет ориентации на физических лиц. Оптовая продажа. Индивидуальный подход. Поиск новых заказчиков за счет участия в тендерах и осуществления активных продаж. Благодаря отзывам постоянных клиентов возможно рассмотрение негативных аспектов всей цепочки продажи. В летний период осуществлять обслуживание физических лиц, с помощью производства дачных домов. | Переход постоянных клиентов к конкурентам. Потеря потенциальных покупателей из-за недостаточного продвижения. Отсутствие обратной связи. Низкий уровень мотивации менеджеров по продажам. | |
Возможности. | Угрозы. | |
Внешняя среда. | Хорошее развитие нефтегазовой отрасли. Открытие новых месторождений. Появление мелких нефтяных компаний — расширение сегмента потребителей. Развитие строительства. | Возможность занятия ниши модульных зданий эффективными западными компаниями. Снижение темпа промышленного производства. Узкий сегмент потребителей Сезонность потребительской активности. |
Если обратиться к терминологии, то емкость рынка (market capacity) — совокупный платежеспособный спрос покупателей на определенный товар при сложившемся уровне цен. Для того, чтобы правильно оценить ситуацию и динамику изменений на рынке и принимать верные управленческие решения нужно знать, какая емкость рынка мобильных зданий и сооружений. Математически ёмкость рынка можно выразить следующим образом:
E = К х Ц где:
Е — емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);
К — количество реализуемого товара в год (ед.);
С — стоимость товара (руб.).
Замеры Е носят вариантный характер, и их результаты зависят от методов, используемых при расчете.
Долю производителя можно определить путем расчета объема покупки определенной торговой марки или продукции одного предприятия — производителя. Удельный вес компании (доля рынка) проводится по формуле:
Д = (ВР*100%) / Е где Д — доля рынка предприятия (в %),.
ВР — общий объем продаж (выручка) за исследовательский период (в стоимостном или натуральном выражении),.
Е — емкость рынка — объем реализованной продукции в стоимостном или натуральном выражении.
Используя методики «Анализ вторичной информации» и «Изучение рынка с позиций производства и реализации продукции» выявить объемы производства мобильных зданий компаний Тюменской области.
Таблица 2.6 Приблизительный объем выпуска мобильных зданий (в месяц).
Название. | Вторичная информация. | Метод «приведения». |
Заводоуковский машиностроительный завод. | ||
ТОИР. | ||
ЗАО Западно-Сибирский ЗМК. | ||
ООО «СибСтрой 2007». | ||
ООО «Сургутмебель». | ||
Торговый дом «Сургутский Завод Мобильных модулей». | ||
«Сибирский Каркасный Модульный завод». | ||
«Универсал БизнесГрупп». | ||
«Тюменские модульные конструкции». | ||
«Сибирская универсальная компания». | ||
«Сибинтком». | ||
«Трест Уральстальконструкция — Тюмень». | ||
«Сибнефтегаз». | ||
«ПК БизнессГрупп». | ||
ЗАО «Ивлан». | ||
ООО МПК Стройметаллоконструкции. | ||
«Строймаш». | ||
«Блок-М». | ||
«Атлант и К». | ||
МТПО «Асгард». | ||
СК Югра. | ||
ООО «Техмаш». | ||
ООО Завод «Сибмаш». | ||
ООО «Техмастер». |
Рассчитаем емкость рынка мобильных зданий Тюменской области по формуле:
E = К х Ц,.
где:
Е — емкость рынка;
К — количество реализуемого товара (ед.);
С — стоимость товара (руб.).
E=(150+50+100+50+200+80+50+50+50+50+30+30+30+50+10+30+30+10+30+30+30+30+50+20) = 1230 единиц в месяц.
E=1230*635 381 = 781.518.630,0 руб. (в месяц).
*- 635 381 рублей — средневзвешенная стоимость нескольких моделей вагон-домов.
Рассчитаем долю рынка каждой компании по формуле:
Д = (ВР*100%) / Е,.
где Д — доля рынка предприятия (в %), ВР — общий объем продаж (выручка) за исследовательский период (в стоимостном или натуральном выражении), Е — емкость рынка — объем реализованной продукции в стоимостном или натуральном выражении).
Название. | |||
Заводоуковский машиностроительный завод «Кедр». | 12,2%. | ||
ТОИР. | 4,1%. | ||
ЗАО Западно-Сибирский ЗМК. | 8,1%. | ||
ООО «СибСтрой 2007». | 4,1%. | ||
ООО «Сургутмебель». | 16,3%. | ||
Торговый дом «Сургутский Завод Мобильных модулей». | 6,5%. | ||
«Сибирский Каркасный Модульный завод». | 4,1%. | ||
«Универсал БизнесГрупп». | 4,1%. | ||
«Тюменские модульные конструкции». | 4,1%. | ||
«Сибирская универсальная компания». | 4,1%. | ||
«Сибинтком». | 2,4%. | ||
«Трест Уральстальконструкция — Тюмень». | 2,4%. | ||
«Сибнефтегаз». | 2,4%. | ||
«ПК БизнессГрупп». | 4,1%. | ||
ЗАО «Ивлан». | 0,8%. | ||
ООО МПК Стройметаллоконструкции. | 2,4%. | ||
«Строймаш». | 2,4%. | ||
«Блок-М». | 0,8%. | ||
«Атлант и К». | 2,4%. | ||
МТПО «Асгард». | 2,4%. | ||
СК Югра. | 2,4%. | ||
ООО «Техмаш». | 1,6%. | ||
ООО Завод «Сибмаш». | 4,1%. | ||
ООО «Техмастер». | 1,6%. | ||
Итого. | 100,0%. |