Экономическая характеристика производственной деятельности ООО «МНТЦ»
Широкий спектр программ повышения квалификации персонала реализуется в самом университете. За аккредитационный период обучено 85 руководителей структурных подразделений университета по программе «Система управления качеством высшего образования в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций», 100 преподавателей университета по программе «Система обеспечения качества реализации… Читать ещё >
Экономическая характеристика производственной деятельности ООО «МНТЦ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курский государственный университет стремится к повышению удовлетворенности потребителей и заказчиков научно-образовательных услуг и обеспечению высокого гарантированного качества организации своей деятельности. Для этих целей в вузе ведется разработка, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества. Принятая в вузе модель системы менеджмента качества строится на основе требований федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО и ГОС ВПО), учитывает рекомендации «Стандартов и директив ENQA» и требований процессной модели, изложенной в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ РИСО 9001−2001). Управление качеством осуществляется на принципах ориентации на потребителей, лидирующей роли руководства, вовлечения работников в этот процесс, непрерывного улучшения качества, взаимовыгодных отношений с партнерами, с учетом процессного и системного подходов к управлению, а также подхода к принятию решения на основе фактов.
При внедрении и развитии системы менеджмента качества руководством университета обозначено несколько приоритетных направлений:
Упорядочение процессов деятельности вуза за счет их описания и документирования.
Создание условий для повышения квалификации в области качества и непрерывного профессионально-личностного развития организаторов и участников научно-образовательных процессов вуза.
Планирование, организация и анализ результативности основных процессов во взаимодействии с потенциальными потребителями и социальными партнерами.
Системное выявление слабых сторон в деятельности подразделений, их анализ, принятие решений, устранение причины, мониторинг функционирования, выстраивание механизма получения объективной информации (обратной связи) от всех заинтересованных сторон и участников научно-образовательного процесса вуза.
Обеспечение большей открытости вуза и его подразделений, информирование общественности о процессах и событиях, происходящих в вузе, систематическая публикация отчетов о качестве на основе сводного мониторинга, внутреннего и внешнего аудита.
Реализация первого направления потребовала разработки нормативных документов, регламентирующих процесс управления качеством и легализующих деятельность соответствующих подразделений обеспечения качества. Ученым советом университета были обсуждены и одобрены следующие документы: «Положение о системе управления качеством научно-образовательной деятельности в КГУ», «Политика КГУ в области качества», «Руководство по качеству», «Положение о центре аудита качества», «Положение о Совете по качеству научно-образовательной деятельности в КГУ», «Положение о комиссии по управлению качеством факультетов КГУ».
Следует отметить, что политика в области качества реализуется на заседаниях Ученого совета университета ежегодно. В процессе ее формирования учитываются следующие факторы: степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вуза; удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся качеством образования; результаты, достигнутые университетом в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и международном уровнях.
На факультетах политика КГУ в области качества реализуется комиссиями по качеству, в состав которых по каждой специальности введены должности управляющих качеством, уполномоченных по качеству реализации основных образовательных программ (по направлениям, специальностям). На Ученых советах факультетов КГУ вопросы развития стратегии, цели и политики вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов получают конкретизацию.
Ежегодно ректор, проректоры, деканы, председатели комиссий, советов по управлению качеством на заседаниях Ученого совета КГУ представляют отчеты, содержащие анализ процессов в динамике, итоги выполнения Программы развития КГУ, программ развития факультетов, программ по управлению качеством образовательного процесса университета, факультетов. Доклады сопровождаются наглядными иллюстрациями, компьютерной презентацией, аналитическими материалами. Информация о принятых решениях доводится до сведения коллектива преподавателей, сотрудников и студентов в специальном выпуске общеуниверситетской газеты «Альма-Матер — вестник КГУ», серия «Профессионал».
Еженедельно проводятся планерки под руководством ректора и проректора по учебной работе, на которых рассматриваются вопросы эффективности обеспечения качества подготовки специалистов на факультетах, общеуниверситетских кафедрах; ежемесячно проводятся заседания расширенного производственного совещания под руководством ректора с участием проректоров, деканов, руководителей структурных подразделений. На заседаниях ректората в 2007;2011 гг. рассматривались следующие вопросы: «О подготовке к ГАК», «О трудоустройстве выпускников», «Об итогах аттестации КГУ», «Об открытии виртуальной библиотеки университета», «О подготовке учебных баз к проведению практик», «Об итогах анализа работы студенческого научного общества, аспирантуры и докторантуры», «О работе диссертационных советов, защите кандидатских и докторских диссертаций», «О результатах работы факультетов по реализации программ сотрудничества с социальными партнерами», «О результатах участия КГУ в интернет-экзамене в сфере профессионального образования» и др.
Практическое внедрение системы качества потребовало совершенствования системы повышения квалификации, обеспечивающей подготовку персонала к управлению качеством образования в КГУ.
Расширяется спектр посещаемых преподавателями университета программ повышения квалификации по проблемам качества в базовых вузах. За аккредитационный период в соответствии с приказами Министерства образования и науки от 23.11.2006 г. № 1390, от 10.12.2007 г. № 2270, от 1.12.2008 г. № 1780, от 23.11.2009 г. № 2142, от 14.12.2010 г. № 1759 слушателями этих программ стали 80 преподавателей, которые получили возможность познакомиться с опытом решения актуальных проблем модернизации высшего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», Российском университете дружбы народов, Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Московском государственном институте стали и сплава, Иркутском государственном университете, Томском государственном университете, Уральском государственном университете имени А. М. Горького, Дальневосточном государственном гуманитарном университете, Московской государственной юридической академии, Новосибирском государственном университете, Алтайском государственном университете, Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина, Сибирском федеральном университете, Белгородском государственном университете и т. д. Такая широкая география позволяет расширить границы представлений сотрудников университета о возможных путях решения проблем качества, почерпнуть интересные идеи.
Специальную подготовку прошли руководители подразделений, отвечающих за обеспечение качества основных процессов вуза. Они приняли участие в семинарах, проводимых Московским государственным институтом стали и сплава (2 человека), Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов МГИСиС (4 человека), Воронежским государственным университетом (16 человек), Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (1 человек).
Динамика посещаемости различных программ повышения квалификации вне КГУ представлена в диаграмме:
Широкий спектр программ повышения квалификации персонала реализуется в самом университете. За аккредитационный период обучено 85 руководителей структурных подразделений университета по программе «Система управления качеством высшего образования в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций», 100 преподавателей университета по программе «Система обеспечения качества реализации образовательных программ». Постоянно проводятся творческие сессии, межкафедральные семинары, мастер-классы, практикумы, педагогические мастерские, организационно-деятельностные игры, педагогические чтения, проблемные лаборатории для деканов, заместителей деканов, председателей комиссий Советов по качеству. Обучением охвачены заведующие кафедрами, управляющие качеством реализации отдельных образовательных программ.
Действует на постоянной основе научно-практический семинар по теме «Система обеспечения качества образовательного процесса в университете». Он включает проведение интерактивного практикума, своеобразного «мозгового штурма» системы обеспечения качества образовательного процесса в вузе. По его итогам обозначается «проблемное поле» управленческой деятельности руководителей структурных подразделений и предлагается «портфель» идей по управлению качеством образования в вузе, который находит отражение в деятельности сотрудников университета.
Коллективная работа в составе творческих микрогрупп по определению структурных элементов системы качества образовательного процесса в университете позволила разработать серию проектов: «Система обеспечения качества образовательного процесса», «Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса», «Качество организационной культуры образовательного процесса», «Качество научно-исследовательской деятельности», «Качество управления развитием человеческого потенциала субъектов образовательного процесса», «Качество результатов образовательной деятельности».
Следует отметить, что творческие микрогруппы создавались на междисциплинарной основе и объединили руководителей разных факультетов и кафедр, что способствовало не только формированию культуры командной работы, но и активному сотрудничеству руководителей в сфере управления. Итогом научно-практического семинара стали методические рекомендации по совершенствованию системы качества педагогической деятельности преподавателей вуза; качества учебно-методических материалов (требования к вузовской лекции, семинару, лабораторно-практическому занятию, созданию образовательной программы, контрольно-измерительных материалов, внедрению инновационных технологий обучения).
В целях устойчивого развития вуза руководство университета определило необходимость поиска эффективных механизмов, позволяющих задействовать весь персонал вуза в управлении качеством на уровне самоорганизации и самоуправления качеством профессионально-педагогической деятельности. Для этого было разработано и решением Ученого совета КГУ введено в действие Положение об экспериментальной площадке по модернизации системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по отдельной образовательной программе. Целью работы экспериментальной площадки явился перевод в новое состояние системы обеспечения качества научно-образовательной деятельности в КГУ за счет: а) интенсификации деятельности по развитию системы качества выполнения основных образовательных программ; б) развития авторских систем педагогической деятельности преподавателей вуза.
Получить системное представление о недостатках в деятельности подразделений, провести их анализ призвана разрабатываемая в вузе система получения объективной информации (обратной связи) от всех заинтересованных сторон и участников научно-образовательных процессов вуза. В университете проводятся опросы для оценки качества научной деятельности, качества учебного процесса, педагогической деятельности, качества воспитательной работы, качества научно-педагогических кадров, качества контингента абитуриентов. Для этих целей используются разнообразные инструменты выявления и анализа проблем: SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, диагностические интервью, метод графов, анализ управленческих решений.
Выявлению имеющихся резервов в повышении качества образования, определению направлений его модернизации с целью создания комфортных условий обучения способствует периодически организуемое центром аудита качества анкетирование «Преподаватель глазами студентов», «Удовлетворенность студентов обучением в вузе», «Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе».
Оперативно и экономично получить информацию о мотивации, стимулах учебной деятельности, об особенностях восприятия образовательного процесса в вузе, о профессиональных ориентациях и ожиданиях студентов позволяет программа «Социологическое обеспечение образовательного процесса», реализованная в компьютерной версии. Данная программа позволяет сопоставить ответы студентов и преподавателей, что дает интересный материал для размышления руководству учебных подразделений и вуза.
Специалисты центра аудита качества отслеживают динамику ответов студентов по годам обучения, что позволяет увидеть результативность изменений. При сопоставлении оценок учебного заведения в 2007 и в 2011 годах была обнаружена позитивная динамика их восприятия студентами КГУ.
Результаты анкетирования обсуждаются на совещаниях при проректоре по учебной работе и публикуются в виде аналитических отчетов.