Использование мотивов безопасности в организациях России. За и против
Другой проблемой, акцентированного использования мотивов безопасности в системе управления персоналом является то обстоятельство, что путем наказания можно показать работнику «что он не должен делать». Вместе с тем при подобном подходе персонал не сразу может понять обратную сторону медали — «что он должен делать». Следовательно, растет вероятность актов мщения со стороны работников, которые… Читать ещё >
Использование мотивов безопасности в организациях России. За и против (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время подвергается сомнению целесообразность использования менеджерами в своей практической деятельности мотивов безопасности. Частота их использования часто рассматривается как косвенный критерий низкой профессиональной квалификации руководителя.
Массированное использование мотивов безопасности способствует развитию у персонала поведения, ориентированного на контроль. Основные его черты следующие:
- — работники делают не то что нужно, а то, что руководитель может проверить при проверке
- — полезными становятся искажения информации, вплоть до приписок, в целях имитации более благоприятных результатов при контроле
- — поскольку более хорошо в этой системе оцениваются лица, чётко выполняющие требования контроля, а не творчески решающие управленческие ситуации, то персонал не может реализовать свои потребности в самовыражении и т. п.
- — при акцентированном использовании мотивов безопасности, работники в первую очередь стремятся избежать наказаний, а не получить дополнительных вознаграждений. В этой связи у персонала часто возникают установки к «теневому варианту» реализации своих материальных потребностей при игнорировании генерируемых менеджером официальных способов реализации мотивов приобретения.
Другой проблемой, акцентированного использования мотивов безопасности в системе управления персоналом является то обстоятельство, что путем наказания можно показать работнику «что он не должен делать». Вместе с тем при подобном подходе персонал не сразу может понять обратную сторону медали — «что он должен делать». Следовательно, растет вероятность актов мщения со стороны работников, которые, по их мнению, были несправедливо наказаны и снижается их мотивация к дальнейшему профессиональному сотрудничеству с менеджером, который акцентировано, использует мотивы безопасности.
Постоянное чувство страха, которое испытывает персонал, при использовании мотивов безопасности, приводит к снижению уровня лояльности персонала. Всё это приводит работников к частым увольнениям, игнорированию интересов организации, явлению вандализма со стороны сотрудников и другим негативным явлениям. Кроме того, чувство страха имеет явную тенденцию к снижению своего уровня за счет эффекта привыкания. Это требует постоянного уровня повышения санкций, который имеет свой естественный предел в любой социальной системе.
Следовательно, организации, основанные на акцентированном использовании мотивов безопасности — дорогостоящие, консервативные, не имеют адекватную отчетность и нелегитимны в правовом отношении.
Однако противоположная крайность, т. е. пренебрежение в использовании данных мотивов влечет за собой следующие неактивные явления:
- — частому нарушению трудовой дисциплины;
- — высокой конфликтности в трудовой деятельности;
- — непредсказуемость в поведении работников;
- — росту количества продуктов труда и т. п.
Менеджер по персоналу должен обязательно использовать в своей профессиональной деятельности мотивы безопасности, однако делать это надо в разумных приделах.
Акцентированное же использование мотивов безопасности эффективно лишь в определенных случаях:
- — при необходимости установления полного единообразия выполнении работ;
- — в случае, когда результат принципиально важен для дальнейшего существования организации;
- — в условиях дефицита временных ресурсов, т. е. когда требуется срочное достижение поставленных целей;
- — при отсутствии возможности материального стимулирования персонала;
- — когда цели и функционирования и развития организации и потребности персонала диаметрально противоположны. [4]