Модель Энгеля-Коллата-Блэкуэлла.
Систематизация основных моделей потребительского поведения
Модель ЕКВ рассматривает процесс принятия решения как пути схождения, которые проходят через различные стадии обработки информации, осуществляемой, прежде чем будет сделан какой-либо выбор. Главный процесс можно рассматривать как последовательность пяти следующих стадий: Сильная вовлеченность обычно характерна для процесса принятия решения о серьезной покупке, когда воспринимаемый риск достаточно… Читать ещё >
Модель Энгеля-Коллата-Блэкуэлла. Систематизация основных моделей потребительского поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модель Энгеля-Коллата-Блэкуэлла (EKB model) широко известна, часто упоминается в литературе и считается одним из самых полных объяснений потребительского поведения. Первоначальная модель была трижды пересмотрена с 1968 г. и в современном виде при сохранении некоторых фундаментальных принципов является более сложной с точки зрения определений и объяснений, чем выгодно отличается от исходного варианта.
Модель ЕКВ (рис. 1) обеспечивает широкий взгляд, включая такие вводные данные, как восприятие и научение, которые расписаны в ней достаточно детально. Ключевой особенностью модели ЕКВ является отражение различия между сильной и слабой вовлеченностью как части процесса покупки.
Сильная вовлеченность обычно характерна для процесса принятия решения о серьезной покупке, когда воспринимаемый риск достаточно высок. Этот элемент риска бывает более высоким, если потребитель не уверен в правильности своего решения. Риск возрастает в случае:
ограниченности информации;
неуверенности покупателя в себе;
если цена продукта высока по сравнению с доходом покупателя.
Очевидно, что все это связано со спросом. В 1986 г. авторы модели Энгель, Блекуэлл и Миниард (ЕВМ model) установили, что если степень риска — принять неверное решение — мала, то покупатель прибегает к ограниченному решению проблемы выбора. В дополнение к этому они отметили, что основная масса решений потребителями проблемы выбора относится именно к типу ограниченного решения. Однако если имеет место противоположная деятельность, т. е. развернутое решение проблемы выбора, объем усилий, вкладываемых индивидуумом в исследование информации, растет для того, чтобы снизить воспринимаемый риск. Это связано с гораздо большим объемом изучаемой внешней информации.
Модель ЕКВ рассматривает процесс принятия решения как пути схождения, которые проходят через различные стадии обработки информации, осуществляемой, прежде чем будет сделан какой-либо выбор. Главный процесс можно рассматривать как последовательность пяти следующих стадий:
распознавание/возникновение проблемы;
внутренний поиск — оценка альтернативных вариантов;
внешний поиск — оценка альтернативных вариантов;
выбор/покупка;
исход покупки — несоответствие ожиданиям или удовлетворение.
Крайне важны такие факторы внешней среды, как культурные нормы и ценности, мотивы и т. п., которые оказывают влияние на все пять стадий. Модель учитывает влияние, переходящее от общего к более конкретному, приходящее из внешней макросреды (эталонная группа, принадлежность к определенному социальному классу, нормы поведения) и переходящее на микроуровень (убеждения, намерения, отношения).