Японская модель управления качеством
Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления, качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим… Читать ещё >
Японская модель управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.
Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления, качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами.
- · Добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
- · Саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.
- · Групповая деятельность.
- · Применение методов управления качеством.
- · Взаимосвязь с рабочим местом.
- · Деловая активность и непрерывность функционирования.
- · Взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
- · Атмосфера новаторства и творческого поиска.
- · Всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
- · Осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области [4, с.23].
Существуют особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:
- · управление качеством на уровне фирмы — участи всех звеньев в управлении качеством;
- · подготовка кадров и обучение методам управления качеством;
- · деятельность кружков качества;
- · инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства);
- · использование статистических методов;
- · общенациональные программы по контролю качества.
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:
- · содействие совершенствованию и развитию предприятия;
- · создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;
- · всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы [4, с.25].
Управлением качеством имеет многие преимущества:
Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем, чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.
Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание — сила» — вот лозунг комплексного управлением качеством.
Таким образом, в общем виде японскую систему управления качеством можно сформулировать следующим образом:
- · прежде всего — качество, а не кратковременные прибыли;
- · главный человек — потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;
- · информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием;
- · человек в системе управления — вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.