Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ. 
Боциология образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ институционализма ΡΡ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ подчас полярныС Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° институционализма слоТилась Π² Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, Π³Π΄Π΅ Π² XIX Π². Π”ΠΆΠΎΠ½ Π“Π΅Π½Ρ€ΠΈ Ньюман Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ» ΠžΠΊΡΡ„ΠΎΡ€Π΄ΡΠΊΠΎΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π²ΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ влияниСм Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСской срСдС. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ. Боциология образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ образования ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ. Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ института основаны Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅ΡΡ… Π“. Π‘пСнсСра ΠΈ Π£. Π‘Π°ΠΌΠ½Π΅Ρ€Π°. Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ развился Π½Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ XIX—XX Π²Π². ΠΈ Ρ‚яготСл ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ†ΠΈΠ·ΠΌΡƒ, ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌΡƒ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, нося Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ тСорСтичСский ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ [J. Dewey, 1899]. Π’ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π΅Π³ΠΎ прСдставитСли отоТдСствляли ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния с ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ общСство ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ. Π’ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ внимания Π±Ρ‹Π»ΠΈ взаимовлияния образования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… институтов — экономики, сСмьи, управлСния, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ выступало зависимой ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π½Π° Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ [J. Sirjamaki, 1967]. Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ историчСскиС ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΡ‹ образования Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ сСмьи.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ этого тСчСния Π±Ρ‹Π»Π° ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π° Π”ΠΆΠΎΠ½Π° Π”ΡŒΡŽΠΈ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ». Π Π°Π½Π½ΠΈΠΉ институционализм корСнился Π² Π΄Π°Ρ€Π²ΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚ской Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡΡ‚ской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, опирался Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ:

  • — ΠΊΠ°ΠΊ всякий ΠΎΡ€Π³Π°Π½ слуТит Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ всякий институт слуТит Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΠΌ общСства;
  • — ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ общСства выраТаСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· прогрСсс Π΅Π³ΠΎ институтов, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… структур ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ;
  • — ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии института Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°, Ρ‡Π΅ΠΌ быстроС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ (ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Π° ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ института Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Π° общСству).

ПослСднСС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ мСтодологичСски СстСствСнно для институционалистов, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ эмпиричСски ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ образования (Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм) Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ быстрых ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ оказываСтся практичСски Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ.

Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ институционализма ΡΡ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ подчас полярныС Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ образования, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° институционализма слоТилась Π² Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, Π³Π΄Π΅ Π² XIX Π². Π”ΠΆΠΎΠ½ Π“Π΅Π½Ρ€ΠΈ Ньюман Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ» ΠžΠΊΡΡ„ΠΎΡ€Π΄ΡΠΊΠΎΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π²ΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ влияниСм Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСской срСдС. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ образования ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ сохранСниС Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π΅Π΅ учащихся. ΠžΡ‚Π³ΠΎΠ»ΠΎΡΠΊΠΈ этой традиционности ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ Π² Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ школС Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ.

Напротив, Π² Π‘ША Абрахам ЀлСкснСр Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ функциями образования ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ исслСдований ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡƒΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ знания. УнивСрситСты, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ воздСйствиСм Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… взглядов, ΠΏΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ обучСния ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссионализма выпускников ΠΈ Π² ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни — Π½Π° ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XX Π². Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… государств ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π» процСсс становлСния свСтской систСмы общСствСнного образования, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌ стали взаимосвязи Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΌΡƒ влиянию образования ΠΈ Π±ΠΈΠ·Π½Π΅ΡΠ°, образования ΠΈ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ сообщСства, образования ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΡŒΠΈ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡˆΠ°Π½ΡΡ‹ общСства Π½Π° Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅ Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ Π»ΠΎΠΌΠΊΡƒ классовой структуры ΠΈΠ»ΠΈ сдвиги Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ власти, Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, сокращаСт ΠΈΠ·Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ общСствСнного прогрСсса.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ усиливал Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ социологов ΠΊ ΡΠ²ΡΠ·ΡΠΌ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… структур Π² Ρ†Π΅Π»Ρ‹Ρ… общСствах, ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ историчСского развития ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π½ΠΈΡ… институтов. Он Π±Ρ‹Π» Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½ Π½Π° ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ институтов ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСства, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ общСствами Ρ€Π°Π΄ΠΈ раскрытия ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… характСристик этих институтов ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ общСства.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ рассматриваСт институты ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ эмпиричСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ для познания Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ соврСмСнныС общСства достигли ΠΈΡ… Π½Ρ‹Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ состояния Π² ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ°Ρ… приспособлСния ΠΊ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ условиям. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΎΠ½ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ «ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Ρ‹ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС повСдСния ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия ΠΈ Ρ„иксируСтся Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, структурах ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Ρ‹» [J. Sirjamaki, 1967. Π‘. 65].

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΠ΅ вСрсии институционализма ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ основноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΎΡΡ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ исслСдованиям, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π° Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΡ…одств Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структурах ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°Ρ…, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΌΡƒ влиянию образования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… институтов общСства — экономики, сСмьи, власти, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ.

Π’ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ социологии образования ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-тСорСтичСскиС ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΡΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ модСль образования. Π’ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ этих ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ — выполняСмыС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ°, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, организационная структура образования, Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ образования Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ воспроизводствС, систСма ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ санкций, источники сопротивлСния ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌ.

Но Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ прСдставитСлСй институционализма, Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π° ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ флуктуациям Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΠΎΡ‚рСбностями общСства [Π’. Π•. Mercer, Н. Π‘. Covey, 1980]. Π”Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слСдуСт ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ особо. Оно Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ институционализма Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ образования, вСсьма Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΡƒΡŽ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ быстрыми ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚СхнологичСскими измСнСниями Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмС образования Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ стран.

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ мнСнию, усматриваСтся смСшСниС Π΄Π²ΡƒΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ понятий: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ института, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… сущностныС потрСбности общСства, ΠΈ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… этим сущностным потрСбностям ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠ°Π·ΠΎΠ² ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ образования, Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Ρ€Π°Π²ΠΎΠ², Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π°Π΅Π², Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Вакая ΠΏΠΎΠ΄ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… понятий затрудняСт ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ института образования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ тСорСтичСскиС Ρ†Π΅Π»ΠΈ социологии образования.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ образования Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ раскрываСтся с ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ понятия функция. Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ образования, обоснованного Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ряда социологов, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ устойчивыС направлСния воздСйствия образования Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ сфСры общСствСнного развития.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· образования оказываСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ разностороннСй ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ систСмы образования. Он ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ рассмотрСниС института образования Π² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ образования. Вакая систСматизация Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ социологии Π½Π΅ Π²Ρ‹ΡˆΠ»Π° Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ извСстных ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ ΠŸΠ°Ρ€ΡΠΎΠ½ΡΠ° ΠΈ ΠœΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠ½Π°. НиТС ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚аСмся ΡƒΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ опрСдСлСния Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ института образования, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π²Π²ΠΈΠ΄Ρƒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ внимания ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… констант) института образования ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ эффСктивности руководства систСмой образования. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ упорядочСниС Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для довСдСния исслСдований образования Π΄ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½Ρ‹Ρ… эмпиричСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ процСссов Π΅Π³ΠΎ функционирования.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Срял Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² 1960— 1970;Π΅ Π³Π³. Для Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ руслС Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ полоТСния.

  • 1. Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Ρ‹ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ для осущСствлСния Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ социализации ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ контроля Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅.
  • 2. Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ институтами, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΡΡ‚ ΠΎΡ‚ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-историчСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.
  • 3. ВсС институты взаимосвязаны Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ измСнСния Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….
  • 4. Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ общСствСнныС потрСбности, ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ обусловлСно ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ потрСбностСй ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.
  • 5. Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния связаны с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-историчСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Π­Ρ‚ΠΈ измСнСния особСнно Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚вСтствСнны, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ развития всСго социума [R. G. Corwin, 1965].

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ контСкстС рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, Ρ‡Ρ‚ΠΎ становится Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ обобщСния динамичСских характСристик ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ позволяСт Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ закономСрности Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΈ Π²Ρ‹ΠΉΡ‚ΠΈ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ пСдагогичСских ΠΈΠ»ΠΈ психологичСских ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ. «ΠžΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ обстановка образования Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ контСкста мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅. НаиболСС Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ являСтся ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ поняты Π² ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²Π΅ ΠΎΡ‚ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° Π½ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил, Π² ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΈΡΡ‚оричСской Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρ‹, сопСрничСства ΠΈ ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Ρ‹Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ школ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ структуры, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся историчСским ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠΌ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρ‹ цСнностСй срСди Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ» [R. G. Corwin, 1965. Π . 69]. КаТдоС явлСниС ΠΈΠ· ΡΡ„Π΅Ρ€Ρ‹ образования ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ объяснСниС. НапримСр, забастовки ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅ΠΏΠΈ процСссов профСссионализации части Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² образования.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ модСль ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° нСобоснованно ΠΎΡ‚ΠΎΠΆΠ΄Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ со ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ состоит Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°. Для структурного Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π΅ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° являлась ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ систСма, для институционализма — институт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ устойчивая ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ динамичная систСма Π½ΠΎΡ€ΠΌ, статусов ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, связанных ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° видится ΠΊΠ°ΠΊ проявлСниС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… потрСбностСй ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ структурного Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ Π½Π° Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅, состоящСй ΠΈΠ· Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ.

Бходство с ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ отСчСствСнных исслСдований, Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π’. Н. Π’ΡƒΡ€Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π­. Π”. Π”Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π°, Π’. Π“. ΠŸΡ€ΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ 3. И. Π Π°Π²ΠΊΠΈΠ½Π°. Однако ΠΎΠ½ΠΈ Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ, отсутствиСм ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… мСтодологичСских схСм ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы — института образования.

ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΎΡ‚расли Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XI Π². Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ Π² 1960—1970;Π΅ Π³Π³. Но Π²Π²ΠΈΠ΄Ρƒ быстрых ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… общСством Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-тСхничСской Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ трансформациями, основныС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ институционализма каТутся созвучными цСлям построСния ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ социологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ образования.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ