Подходы к классификации управленческих решений
Приведенное выше определение управленческого решения раскрывает типичные свойства всякого управленческого решения безотносительно к основаниям его возникновения, содержанию и сферам применения. Между тем, решения, использующиеся в механизме социально-экономического управления, очень многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеются много различных причин… Читать ещё >
Подходы к классификации управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общий подход к классификации управленческих решений.
Приведенное выше определение управленческого решения раскрывает типичные свойства всякого управленческого решения безотносительно к основаниям его возникновения, содержанию и сферам применения. Между тем, решения, использующиеся в механизме социально-экономического управления, очень многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеются много различных причин и оснований, они распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни.
Это многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему и иерархию решений, соподчиненность и цикличность. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.
В научной литературе вопросы классификации управленческих решений нашли свое освещение. Например, отличается своей широтой подход В. Г. Афанасьева который подразделяет решения в зависимости от степени охвата и сложности регулируемых отношений и объекта, для которого они предназначены; в зависимости от длительности времени, в пределах которого эти решения действуют; по их значению и роли в развитии общества; по объему и направленности содержащихся в решениях указаний и рекомендаций и, наконец, по степени обязательности выполнения решений соответствующими лицами.
Особое место в литературе занимают экономические решения. Такое внимание к экономическим или хозяйственным решениям дает возможность выделять наряду с ними решения политические, социальные, административные, решения в области культуры и т. д.
В качестве критериев, оснований для членения, учитывающих все виды управленческих решений, Ю. А. Тихомиров называет следующие:
- 1) субъектно-объектные отношения;
- 2) содержание решений;
- 3) форму решений;
- 4) время действия решений.
Классификация управленческих решений по субъектно-объектному признаку Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство. Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.
В иерархии правовых управленческих решений ведущее место принадлежит актам представительных органов власти и, в первую очередь, закону. Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей юридической силой и регулируют наиболее важные общественные отношения. Установлен особый порядок их использования и применения. Специфические решения свойственны и местным представительным органам. Для актов верховных и местных выборных органов характерны решения наиболее важных социально-экономических, организационных и иных проблем и обеспечение наиболее стабильного регулирования общественных отношений. Эти акты — основа для правотворческой деятельности всех органов и организаций.
Наиболее важную часть управленческих решений составляют акты органов государственного управления. Эти акты, принимаемые ими в процессе исполнительно-распорядительской деятельности на основе и во исполнение законов и иных актов представительных органов, направлены на установление правил поведения органов, организаций, должностных лиц и граждан, а также на возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых и иных отношений. Множественность правовых актов, издаваемых органами управления, способна породить и порождает целый ряд сложных проблем. В настоящее время за многими органами управления не закреплена отдельно та или иная разновидность правовых актов. Или же это закрепление нарушается. В результате возникает большое несоответствие между характером и функциями органа и видами и признаками правовых актов, которые он издает. Другая разновидность решений, классифицируемых по субъектно-объектному признаку, — это решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект.
Сюда относятся, в первую очередь, решения, принимаемые на началах общественного самоуправления. В настоящее время этот процесс интенсивно развивается, особенно в связи с акционированием и общим повышением роли производственного коллектива.
Классификация решений по форме, содержанию и времени действия.
Следующим признаком, по которому производится классификация управленческих решений, является разграничение их по содержанию. Например, можно назвать решения экономические, политические, решения по организационным вопросам и др. Экономические (хозяйственные) решения действуют в сфере управления различными хозяйственными объектами и принимаются по вопросам плана, финансов, техники, трудовых ресурсов, снабжения и т. д. Эти решения, в свою очередь, могут классифицироваться на разных уровнях управления по степени охвата различных проблем или использования информации.
Решения с точки зрения их содержания могут разделяться по степени охвата и регулирования общественных отношений на всеобщие, особенные и единичные решения, а также по степени важности и сложности.
Для содержания решений характерен и юридический аспект. С этой точки зрения можно говорить о решениях, имеющих директивный, обязательный характер, или о решениях, имеющих рекомендательный характер, содержащих научно-технические и иные нормы, призванные оказывать методическое влияние, внедрять методы социального планирования, морального и этико-психологического воздействия и др.
Наконец, решения различаются и по удельному весу содержащихся в них элементов, и по своей направленности, то есть в зависимости от того, на какой стадии управленческого процесса они возникают и для решения какой задачи предназначаются. Здесь можно выделять решения постановочные, регулятивные, контрольные, организационные и т. д.
Третьим классификационным признаком решения является его форма. Преобладающей формой решений являются письменные решения. Эта форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление. Тем не менее важное место занимают и устные управленческие решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение. Наконец, еще одной формой управленческих решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, табуляграммы, перфокарты, различные магнитные носителя и др.
Классификация решений по форме позволяет также разграничивать их в зависимости от порядка разработки и принятия. Это приводит к делению решений на индивидуальные, групповые, смешанные и коллективные.
Четвертый классификационный признак — различие решений по времени действия. Решения могут быть длительного действия, среднесрочные, а также кратковременные и разовые. Различают непрерывно действующие решения и, наоборот, решения для строго определенных задач и на определенный отрезок времени. Выражая эффективность и мобильность управленческого процесса, решения отражают в то же время и стабильность управления. Этой цели отвечают так называемые повторяющиеся решения, которые возникают применительно к уже известным вопросам.
Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления.
Возможна и другая классификация решений, когда они согласно подходу, предложенному В. В. Дружининым, различаются по месту и функциям, которые они реализуют в процессах управления.
Всякому конкретному действию предшествует анализ и оценка обстановки, далее — составление плана действий, а затем — подготовка к действию, то есть организация (себя, своих сил и средств). И Оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой определенного действия, но в то же время является самостоятельной задачей. Прежде всего необходимо признать истинность или ложность тех или иных сообщений, а затем определить достаточность полученных данных. Оценить обстановку — значит построить ее модель с определенной ориентацией и степенью детализации, установить существенные признаки и относительно каждого из них решить, существует ли он в данной конкретной ситуации. Одна и та же ситуация может моделироваться и оцениваться с различных точек зрения исходя из различных целевых установок.
Оценить обстановку только путем умозаключения на основании суждений, содержащихся в исходной информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. И, следовательно, необходимо вмешательство волевого фактора. Как нельзя предполагать единственно возможный способ действия и разворачивания событий, так нельзя и гарантировать абсолютную истину одних событий и абсолютную ложность других в сложной непредвиденной обстановке. Общественная практика дает множество положительных и отрицательных примеров влияния волевого фактора на оценку истинности и полноту содержания сообщений. Однако никакое знание истории не может изменить природу человеческого отношения к информации, так как в ее основе — необходимость волевого и мотивационного моментов на исходном и на заключительном этапах ее восприятия и оценки.
Оценка обстановки включает в себя следующие моменты:
- 1) осознание цели этой оценки;
- 2) мысленное воспроизведение;
- 3) мысленное обсуждение оснований для волевого действия, связанного с оценкой;
- 4) волевой аспект действия по оценке обстановки.
Таким образом, оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением.
Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления. Например, к руководителю предприятия (организации) в течение некоторого времени поступает самая разнообразная информация о состоянии работ на различных участках. В результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть его информационное решение.