Тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
Тенденцией развития гражданского воспитания в современной общеобразовательной школе можно считать рост значения целенаправленной работы по гражданскому просвещению подрастающего поколения. На уроках граждановедения школьники овладевают понятийным аппаратом, отражающим основные категории современного демократического общества, правового государства, гражданского общества (Конституция… Читать ещё >
Тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тенденцией является расширение в стране числа структур гражданского общества, к которым относятся любые формы самоорганизации граждан (за исключением противоправных), создаваемые в интересах населения. В стране получили развитие ветеранские организации, независимые профсоюзы (например, горняков), различного рода профессиональные ассоциации (ассоциации юристов, профессиональных участников финансовых рынков, агентов по недвижимости, журналистов и т. д.), созданы Комитет солдатских матерей, конфедерация защиты прав потребителей. Группу структур гражданского общества представляют различные некоммерческие организации, защищающие интересы отдельных слоев населения — инвалидов, детей, военнослужащих, молодежи, благотворительные, экологические организации. Правозащитные организации нацелены на подчинение власти закона отношений между гражданами и государством. Действуют детские и молодежные организации, их деятельность идет по направлениям: патриотическое; экологическое; трудовое, культурно-эстетическое; правовое, краеведческое; туристское, творческое; национальная культура; демократическая культура; -предпринимательство, милосердие, педагогическое, спортивно-оздоровительное и многим другим.
Таким образом, сделаны важные шаги в направлении достижения гармонии между организованностью, направляемой сверху, со стороны государства, и самоорганизацией снизу, со стороны общества.
Реализуется положение о гражданах как источнике власти с вытекающими отсюда их правами, обязанностями, ответственностью. Согласно Конституции 1993 г., единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст. 3 Конституции РФ). Каждому гражданину гарантируется равное с другими гражданами право участвовать в управлении государственными и общественными делами: избирать и быть избранными в высшие и местные органы государственной власти, участвуя в решении общественных проблем через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также путем опротестовывания в суде любых антиконституционных, незаконных действий (бездействия) и решений любых органов власти и должностных лиц. Прямое участие граждан в формировании системы публичной власти (выборы, отзыв депутата или выборного должностного лица, институт роспуска выборного органа власти), правотворчество граждан (референдум, народная правотворческая инициатива, народное вето, общие собрания (сходы) граждан по месту жительства); письма и обращения граждан в органы власти и управления, деятельность общественных организаций, подача предложений, петиций, собрания населения, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования — все эти формы гражданской активности являются проявлением права участвовать в управлении государственными и общественными делами. Активность в использовании политических прав, неразрывно связанных с исполнением обязанностей, характеризует гражданина как общественно-политического деятеля. Наблюдающаяся в стране тенденция реализации населением этих прав — свидетельство расширения демократизации, развития гражданского общества.
Тенденцией развития гражданского воспитания в современной общеобразовательной школе можно считать рост значения целенаправленной работы по гражданскому просвещению подрастающего поколения. На уроках граждановедения школьники овладевают понятийным аппаратом, отражающим основные категории современного демократического общества, правового государства, гражданского общества (Конституция, законодательство, функции различных государственных органов, нормы, регулирующие имущественные и трудовые отношения, права и обязанности, в том числе избирательное право, гражданская инициатива, гражданское самосознание, гражданская позиция и др.). Эти знания помогают школьнику ориентироваться в социально-политических явлениях, формировать гражданскую позицию, находить способы собственного участия в жизни страны. Важное значение в гражданском воспитании имеет разработанная в рамках Международного общественного объединения детей и молодежи «Новая цивилизация» А. С. Прутченкова система подготовки школьников к сознательному и компетентному участию в выборах, к законотворческой деятельности. Разработана система занятий, в процессе которых школьники осваивают роли избирателей, кандидатов в депутаты, предпринимателей, министров, налогоплательщиков и т. д. Методические рекомендации, разработанные общественным объединением «Новая цивилизация», доведены до учителей через педагогическую печать, через систему повышения квалификации педагогов.
Получила развитие местная инициатива изучения наряду с Конституцией Российской Федерации Конституций республик (например, Бурятии), уставов городов, районов, где находится школа. Старшеклассники учатся анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений. Цель такого анализаприобрести иммунитет от различного рода так называемых «избирательных технологий», научиться делать правильный выбор.
В отдельных территориях страны школы проявляют инициативу углубленного изучения во внеурочное время отдельных проблем, связанных с гражданским образованием. Так, педагоги лицея № 8 г. Ставрополя совместно с работниками Управления Министерства налоговой службы РФ по Ставропольскому краю проводят работу по воспитанию налоговой культуры учащихся; она ведется в форме факультативных занятий, конкурсов на налоговую тематику. В эксперимент вовлечены многие школы края. В будущем планируется включить основы налогообложения в региональный компонент образования, уже готовятся соответствующие методические разработки и учебники в помощь педагогам.
Важной тенденцией является организация многими сельскими и некоторыми городскими школами собственной хозяйственно-трудовой деятельности. Создаются ученические бригады, связанные с сельскохозяйственными предприятиями. Налаживается производство товаров и услуг с использованием товарно-сырьевой базы местных предприятий, с привлечением представителей этих предприятий в качестве наставников. Таким образом, расширяются государственные функции школы: она способствует развитию региона, трудовому закреплению выпускников.