Введение.
Методика воспитательной работы
К сожалению, в последние годы были незаслуженно забыты многие положительные идеи, технологии, методические системы, накопленные в педагогической практике. В нынешних условиях возрождения прогрессивных традиций национальной духовной культуры, исторической духовности актуальной становится проблема восстановления искусственно прерванных связей с историей отечественного образования, его традициями… Читать ещё >
Введение. Методика воспитательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика воспитательной работы, выступая как учебная дисциплина в профессионально-педагогической подготовке педагогов профессионального обучения, представляет собой прикладную отрасль теории воспитания, которая исследует методические основы организации процесса воспитания, его закономерности и принципы, цели и содержание, а также процесс применения и использования методов, форм, средств воспитания в конкретных педагогических условиях и ситуациях.
При изучении данного курса студентам предстоит уяснить сущность и роль воспитания в становлении и развитии личности; его структуру и содержание, особенности в системе целостного педагогического процесса; способы педагогического взаимодействия; выделить приоритетные ценностные и целевые ориентиры воспитания и самовоспитания учащихся в системах начального и среднего профессионального образования; познакомиться с разнообразными подходами и традициями воспитания; охарактеризовать опыт реализации различных концепций в рамках современных воспитательных и образовательных систем.
Многообразие современных педагогических теорий, систем, технологий воспитания расширяет границы традиционной педагогики, многие аспекты понимания основных педагогических категорий, раскрывает безграничность педагогического творчества, определяет совокупность педагогических ценностей. Осознание своей позиции, системы, целей, ценностей наполняют педагогическую деятельность «личностным смыслом» (А. Н. Леонтьев), избавляют ее от шаблонности, формализма.
К сожалению, в последние годы были незаслуженно забыты многие положительные идеи, технологии, методические системы, накопленные в педагогической практике. В нынешних условиях возрождения прогрессивных традиций национальной духовной культуры, исторической духовности актуальной становится проблема восстановления искусственно прерванных связей с историей отечественного образования, его традициями, поисками и достижениями, проблема учета накопленного опыта в целом и использование его при выработке инновационных подходов к созданию новой модели воспитания для современного общества.
Переосмысление накопленного опыта построения системы воспитания и образования на основе общечеловеческих и национальных ценностей сегодня способствует преодолению целого ряда негативных факторов современной системы образования, препятствует возникновению национализма, сепаратизма и даже фашизма, а также аксиологической дезориентации педагогов, связанной с отрицанием позитивных социальных и нравственных ценностей социалистического общества, неопределенности и неустойчивости вновь формируемых нравственных идеалов, зачастую основанных на религиозных устоях или идеях национализма. Современная воспитательно-образовательная система должна подвести ребенка к пониманию и внутреннему принятию смысла человеческой жизни, способствовать свободному, естественному, внутренне осознанному восприятию гуманистических ценностей каждым воспитанником.
В процессе освоения воспитательных традиций и новшеств будущий педагог овладевает ценностями социально-педагогического характера.
Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами воспитания, изучить наработанный опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации, создать актуальные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации воспитательной работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания.
Существенное значение для совершенствования профессиональной деятельности педагогов на современном этапе развития профессиональной школы имеют следующие тенденции:
утверждение гуманных «субъект-субъектных отношений» педагога-воспитанника;
развитие творческих способностей, интеллектуальных сил учащихся;
воспитание в ребенке трудолюбия и высоких нравственных принципов;
изучение и обобщение воспитательных традиций и стратегий отечественного и мирового педагогического опыта;
переосмысление педагогического опыта воспитания и образования подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей: сохранение, распространение и развитие национальной культуры и развитие культуры межэтнических отношений;
исследовательская направленность инновационной деятельности учителя.
Для самореализации в профессиональной деятельности педагог должен уметь постоянно расширять свои профессиональные представления, выстраивать свою собственную педагогическую концепцию, находить особенный путь своего дальнейшего самосовершенствования.
В пособии рассматривается сущность теории и методики воспитания как учебного предмета вуза в соответствии с утвержденной учебной программой курса, воплощающей идею воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей.