Функционирование розничной торговли на примере предприятий города Екатеринбурга
Необходимость анализа и решения проблем, связанных с техническим состоянием существующих торговых и обеспечивающих зданий и сооружений, необходимой реконструкцией и строительством новых предприятий торговли и обслуживания, обновлением уровня используемых данными предприятиями перспективных торговых технологий и новых торговых форматов, благоустройством территорий входящих в торговые… Читать ещё >
Функционирование розничной торговли на примере предприятий города Екатеринбурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концепция проектов развития розничной торговли г. Екатеринбурга
В 2003 году на основании распоряжения Главы города Екатеринбург от 18.09.2003 г. 433-р «О разработке стратегических проектов в 2003 году» консалтинговой компанией «Урал-Гермес» были разработаны следующие проекты — «Центральная торговая зона г. Екатеринбурга» и «Торговые узлы г. Екатеринбурга».
Главной целью стратегического плана «Центральная торговая зона г. Екатеринбурга» разработчики видели достижение полного удовлетворения постоянно развивающихся потребностей горожан, в том числе в потреблении товаров и услуг. Решение данной проблемы виделось авторам проекта только путем создания единой развитой системы торгового обслуживания населения города, включающей в себя как отдельные предприятия торговли, так и взаимосвязанные системы крупных торговых центров, формирующих зоны концентрации торговой деятельности.
Главной целью проекта «Торговые узлы Екатеринбурга» являлось создание комфортной для населения и гостей города системы торговых узлов, с оптимальным, гармоничным развитием современных предприятий торговли, общественного питания, развлечений и услуг, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей населения в организации торгового обслуживания города.
Достижение главной цели стратегического плана развития города невозможно без наиболее полного удовлетворения постоянно развивающихся потребностей горожан, в том числе в потреблении товаров и услуг. Решение данной проблемы возможно только путем создания единой развитой системы торгового обслуживания населения города, включающей в себя как отдельные предприятия торговли, так и взаимосвязанные системы крупных торговых центров, формирующих зоны концентрации торговой деятельности.
В качестве одного из важнейших элементов системы торгового обслуживания населения города может рассматриваться целенаправленно формируемая система зон или узлов концентрации предприятий торговли и бытового обслуживания.
В настоящее время в г. Екатеринбурге формируется ряд территорий с активным развитием функций торговли и сопутствующих им — бытовых услуг, деловой активности, развлечения, отдыха. В качестве таких формирующихся торговых узлов и зон выступают:
- — исторически сложившийся узел Площадь 1905 года — ул. Вайнера, ул. 8 Марта до ул. Радищева и прилегающие отрезки ул. Малышева;
- — участки ул. Ленина от ул. Пушкина до ул. Тургенева с прилегающими отрезками ул. К. Либкнехта;
- — узел Площадь Парижской Коммуны — ул. Луначарского;
- — узел ул. 8 Марта — ул. Куйбышева;
- — пр. Ленина — ул. Московская;
- — Привокзальная площадь и прилегающая ул. Свердлова;
- — удалённый от ядра центра узел пр. Ленина от ул. Генеральской до ул. Гагарина;
- — крупные многофункциональные торговые центры типа «Екатерининский», «Дирижабль», «КОР» «Таганский ряд» и другие.
Формирование подобных торговых узлов и крупных торговых центров является естественным процессом, позволяющим с одной стороны приблизить (товары) услуги торговли с высоким уровнем обслуживания к потребителю, с другой стороны — «децентрализировать» потоки потребителей, «разгрузить» центральные торговые зоны городов как от внутригородских, так и от иногородних посетителей; ослабить транспортные нагрузки на центральные районы города; дать потребителю право выбора товара и места покупки; создать мощные специализированные торговые центры («КОР», «Оборонснабсбыт», «Белая башня»), распределив потребителей «по интересам».
Компактное размещение зданий торгово-бытового обслуживания населения в торговом узле позволяет снижать капиталовложения в среднем на 10−15% за счет интеграции систем инженерно-транспортной инфраструктуры.
Данный принцип, способствующий структуризации торгового обслуживания крупного города и формированию функционально-планировочного каркаса, является ведущим в оптимизации торгового обслуживания, привлечения населения к потребительской активности, развития сферы торговли, и, как следствие, — повышению притягательности города.
Предварительный анализ существующих процессов развития и строительства предприятий торговли в г. Екатеринбурге позволил выявить 67 перспективных территорий для формирования торговых узлов разного уровня. Из них находятся в стадии формирования: местного уровня — 40; районного — 16; претендующих на роль городского и регионального уровня — 4; неосвоенных в данный момент территорий — 7.
Вместе с тем, для формирующихся узлов концентрации торговли характерно отсутствие системных принципов и критериев формирования торговых узлов, позволяющих учитывать всестороннее развитие города, потребности горожан и гостей города и множество прочих факторов, влияющих на формирование потребительского рынка и как следствие:
- — определённая «случайность» в размещении на территории города, обусловленная сложившейся функционально-планировочной структурой и её трансформацией в период перестройки социально-экономических отношений;
- — неразвитость внутренней функциональной структуры узлов — слабая обеспеченность местами общественного питания, отдыха, развлечений, обслуживания;
- — неупорядоченность и не комфортность планировочной организации торговых узлов, обусловленная «стихийностью» появления соседних предприятий торговли, частыми пересечениями путей посетителей предприятий торговли с транспортными путями, сложностью в организации подъездов и технологического обслуживания, отсутствием или малой вместимостью мест временного хранения автомобилей;
- — наличие устаревших торговых форматов наряду с появлением современных высокотехнологичных, более полно удовлетворяющих возрастающие потребности населения;
- — преобладание торговых предприятий с малыми торговыми залами и большой плотностью расстановки оборудования;
- — архитектурно-пространственная неорганизованность;
- — отсутствие чёткой политики в организации потоков потребителей на территории города.
Все вышеперечисленные моменты диктуют необходимость разработки специальных программ и проектов организации системы компактных торговых узлов города — особых территориальных совокупностей предприятий торговли, питания и услуг, формирующихся вблизи крупных транспортно-планировочных узлов, имеющих определенную зону покупательского притяжения, построенной на гармоничном, высокотехнологичном и оптимальном развитии системы торговли, питания, услуг, что обеспечит повышение уровня удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей горожан и создания привлекательного облика города.
В общей задаче организации качественного обслуживания населения проект «Торговые узлы Екатеринбурга» может при его реализации обеспечить, по предварительным оценкам, до 70% существующих и прогнозируемых до 2015 г потребностей жителей и гостей города.
Решение данной задачи невозможно без решения ряда проблемных вопросов, игнорирование которых может усложнить создание торговых узлов, снизить комфортность их для населения или создать конфликтные ситуации.
- 1. Неопределенность статуса и типологии торговых узлов как компактных комплексных зон обслуживания населения города и региона, создающих совместно с центральной торговой зоной целостную систему торгового обслуживания населения, что потребует:
- — анализа факторов востребованости населением товаров и услуг торгового узла;
- — краткой социально-демографической характеристики потребителей, пользующихся узлами разного типа и определения перспективных социальных групп горожан и гостей города на которых должны быть преимущественно ориентированы торговые узлы;
- — определение приоритетных задач, решаемых торговыми узлами в общей системе организации торговли;
- — формирование типологии торговых узлов в зависимости от места размещения, выполняемых задач и т. д.;
- — учёт динамики роста покупательной способности населения г. Екатеринбурга и окружающих территорий.
- 2. Отсутствие оптимальной системы размещения торговых узлов разных типов на территории города, учитывающей роль Екатеринбурга как центра агломерации, исключающей перегрузку ядра центра города транспортными потоками, регламентирующей внутреннюю территориально-планировочную организацию узлов:
- — торговых узлов центра города, образующих с центральной торговой зоной единую целостную территориальную систему;
- — торговых узлов срединного кольца — пояс «децентрализации» потоков потребителей;
- — местных торговых узлов, расположенных главным образом в жилых массивах и удовлетворяющих потребности населения на ограниченной территории;
- — специализированных торговых узлов, направленных на формирование избирательного спроса и уникальных видов торгового обслуживания;
- — торговых узлов регионального значения на «вылетных» магистралях.
- 3. Необходимость анализа и решения проблем, связанных с оптимальным размещением в торговом узле предприятий торговли, питания, развлекательных, бытовых и прочих услуг;
- — проблемы оптимальной обеспеченности населения площадями предприятий торговли, питания, услуг;
- — проблемы оптимальной структуры предприятий торговли, питания, развлечения и услуг;
- — проблемы оптимальной ассортиментной структуры предприятий торговля, питания и услуг;
- — проблемы оптимальной планировочной организации предприятий торговли, питания, развлечения и услуг в границах узла.
- — реконструкция и приспособление существующих зданий и сооружений под новые функции, обеспечивающие деятельность торговых узлов.
- 4. Необходимость анализа и решения проблем, связанных с техническим состоянием существующих торговых и обеспечивающих зданий и сооружений, необходимой реконструкцией и строительством новых предприятий торговли и обслуживания, обновлением уровня используемых данными предприятиями перспективных торговых технологий и новых торговых форматов, благоустройством территорий входящих в торговые узлы:
- — проблемы сноса, реконструкции и восстановления зданий предприятий торговли и обслуживания с высокой степенью амортизации, входящих в территорию узла;
- — проблемы модернизации технологического оборудования в зданиях и сооружениях прежних лет строительства;
- — проблемы реконструкции и приспособления под функции торговли прилегающих зданий и сооружений;
- — проблемы поиска территорий для строительства новых предприятий торговли в границах торгового узла;
- — проблема модернизации существующих предприятий торговли и услуг с переводом их на новые высокотехнологичные перспективные технологии, создание новых предприятий на этой основе;
- — использование на предприятиях торговли, питания и услуг современных торговых форматов данных предприятий;
- — проблемы инженерного и архитектурного благоустройства территорий торговых узлов.
- 5. Необходимость анализа и решения проблем, связанных с трансформацией и перепрофилированием производственных территорий под коммерческо-деловые функции, расположенных в зоне влияния торговых и транспортно-планировочных узлов:
- — поиск и предоставление площадок под выносимые технологии и трансформируемые предприятия;
- — решение вопросов реконструкции существующих зданий и сооружений под торговые и сопутствующие функции;
- — создание условий, способствующих реальному сокращению и исключению загрязнения территорий торговых узлов, формируемых в пределах срединного транспортного кольца и трансформируемых производственных территорий.
- 6. Необходимость анализа и решения проблем, связанных с повышением притягательности торгового узла для жителей, улучшения архитектурно-художественного облика узлов и комфортности пребывания населения на территориях узлов, для решения задач повышения привлекательности города в целом:
- — проблема оптимального насыщения торгового узла наряду с предприятиями торговли, питания, развлечений и услуг предприятиями общественно-досугового профиля: библиотеки, театры, музеи, выставочные залы и т. д.
- — проблема сохранения, поддержания в надлежащем состоянии и использования памятников истории и культуры, находящихся на территории торгового узла;
- — формирование сюжетно-средовых систем, отражающих особенности данного торгового узла — «фирменного стиля узла».
- 7. Необходимость анализа и решения проблем, связанных с возможными негативными воздействиями и ограничениями, влияющими на развитие и организацию торговых узлов:
- — учёт возможных конфликтных ситуаций развития торговых узлов на территориях и в границах жилых образований;
- — совокупное развитие торговых узлов и транспортной инфраструктуры города;
- — решение организации транспортного технологического и пассажирского обслуживания торговых узлов;
- — решение проблем временного хранения транспортных средств, принадлежащих работникам и посетителям торговых узлов;
- — решение проблем развития инженерной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование объектов торговых узлов в совокупности с развитием иных функций территорий;
- — решение организационных проблем, связанных с оптимизацией существующей структуры торгового узла и убеждения предпринимателей в выгодности для них этих изменений.
Разрабатывая проект, его авторы видели результаты в следующем:
- 1. Формирование системы развитых узлов торгового обслуживания, отвечающей основным направлениям и особенностям развития города, как крупного мегаполиса.
- 2. Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах с европейским уровнем сервиса.
- 3. Увеличение уровня обеспеченности населения города торговыми площадями, посадочными местами предприятий общественного питания, площадями развлекательных, бытовых и прочих услуг.
- 4. Увеличение ассортимента и комплекса предоставляемых услуг, внедрение новых форматов предприятий торговли и общественного питания.
- 5. Новая культура потребления.
- 6. Концентрация торговых предприятий на небольшой территории для различных групп населения.
- 7. Формирование специализированных центров торгового обслуживания.
- 8. Оптимизация транспортных потоков на территории города.
- 9. Разрешение связанных проблем.
Для разработки специальных проектов организации структурно организованной центральной торговой зоны (далее по тексту ЦТЗ) города, и отдельных центральных торговых подзон — узлов в её составе необходимо было решить ряд проблемных вопросов.
- 1. Формирование ЦТЗ на период до 2015 г и на перспективу как комплексно развивающейся, многофункциональной планировочной системы с изменяемыми границами, исключающей неуравновешенное правобережное развитие ядра центра города.
- 2. Формирование ЦТЗ, как социально ориентированной комплексной зоны ядра центра города.
- 3. Анализ и решение проблем, связанных с оптимальным размещением в ЦТЗ предприятий торговли, питания, развлекательных и прочих услуг.
- 4. Анализ и решение проблем, связанных с техническим состоянием торговых и обеспечивающих зданий и сооружений, и благоустройством территорий входящих в ЦТЗ, организацией дополнительных зон отдыха.
- 5. Анализ и решение проблем привлекательности ЦТЗ, связанных с концептуальным объединением в единое целое комплекса культурно-исторических ценностей в границах центрального района.
- 6. Анализ и решение проблем, связанных с возможными негативными воздействиями и ограничениями, влияющими на развитие и организацию ЦТЗ
Были определены возможные позитивные последствия данных проблем:
- 1. Повышение привлекательности города
- 2. Рост инвестиций.
- 3. Создание новых рабочих мест.
- 4. Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры центра города.
- 5. Вынос предприятий, улучшение экологического состояния.
- 6. Улучшение уровня благоустройства и облика центра города
- 7. Повышение уровня охраны памятников истории и культуры.
- 8. Рост посетителей центральной части города.
А так же возможные негативные последствия:
- 1. Увеличение нагрузки на сложившиеся территории исторического центра города.
- 2. Повышение плотности застройки ядра центра города.
- 3. Рост транспортного потока.
- 4. Перегрузка транспортной сети.
- 5. Загрязнение среды транспортом.
- 6. Сокращение озеленённых территорий в ядре центра города.
Развитие розничной торговой сети в Екатеринбурге должно было идти, по мнению авторов проекта, по следующим основным направлениям:
- — рост количества розничных торговых предприятий за счет нового строительства, реконструкции и комплексной рационализации действующих магазинов, на основе прогрессивной технологии.
- — создание в розничной торговле внутримежотраслевых объединений и открытие фирменных торговых предприятий товаропроизводящих отраслей.
Первым этапом реализации проекта «Торговые узлы г. Екатеринбурга» должен был стать «Реализационный» этап, включающий в себя:
- 1. Достижение оптимального уровня обеспеченности населения торговыми площадями и посадочными местами предприятий торговли, питания, развлечения и услуг.
- 2. Внедрение современных IT-технологий на предприятиях торговли и обслуживания.
- 3. Использование в торговых узлах современных популярных у населения форматов предприятий торговли, питания, развлечения и услуг.
- 4. Стимулирование строительства новых и реконструкции существующих предприятий торговли, общественного питания, отдыха и развлечений на территориях формирования торговых узлов.
- 5. Инициирование и создание мест отдыха для различных слоев и групп населения (для родителей с детьми, молодежи, населения среднего и старшего возраста).
- 6. Организация подвозящих систем транспортного обслуживания (частных, муниципальных, совместных), оптимизация размещения остановок общественного транспорта; стимулирование строительства и реконструкции инженерно-транспортных сетей.
- 7. Инициирование и участие совместно с заинтересованными сторонами (администрацией, предпринимателями, жителями города, контролирующими органами) в подготовке и реализации выноса, перебазирования промышленных предприятий, отдельных производств, технологий (по рекомендациям генерального плана) и реконструкции высвобождающихся площадей под цели развития торговых узлов.
- 8. Повышение уровня эстетической организации среды торговых узлов.
Вторым этапом должен был стать «Регулятивный» этап реализации проекта «Торговые узлы г. Екатеринбурга», заключенный в организации постоянного мониторинга за эффективностью развития и деятельности торговых узлов и системы в целом и отдельных предприятий; адаптация первоначальных концепций к меняющимся условиям; разработка и внедрение методов влияния на развитие торговых узлов и отдельных предприятий (административно-правовых, экономических и т. д.).