Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Канонические приемы. 
Агиографический образ преподобного Сергия Радонежского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во время своего уединения Сергию приходилось бороться с бесами. Дьявол страшился того, что на этом месте будет воздвигнута обитель Божия, поэтому посылал всяческие страшные испытания. «Бысть шум, и клопот, и мятеж мног, и смущение, и страх, не въ сне, но наяве» (нельзя не отметить столь яркого проявления «плетения словес»). «Обычай бо есть диаволу и его гръдости: егда начнет на кого похваляться… Читать ещё >

Канонические приемы. Агиографический образ преподобного Сергия Радонежского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют некоторые каноны, общие места. Это нормы и правила, характерные для житийного жанра, определяющие его структуру. Это некая схема-модель построения жития. Выполнение этой схемы обязательно, и все жития имеют стандартную сюжетную структуру. Рассмотрим ее на примере «Жития Сергия Радонежского».

В первую очередь, это, конечно же, вступление или предисловие (о нем уже упоминалось). Помимо самобичевания автора и его сомнений, оно содержит восхваление Бога, «еже дарова нам такого старца святан».

Само житие начинается с описания благочестивых родителей Сергия — Марии и Кирилла. «Проуготова Бог и устроил такова праведна родителя его и потом от нею своего си произведе угодника.» Святой обязательно должен родиться у родителей праведных: «не бе лепо такому детищу от неправедных родителей, ниже иным, сиречь неправедным родителем, таковаго не бе лепо родити детище».

Чудеса, сопровождающие жизнь святого — необходимая черта жанра жития, ведь показать нужно личность исключительную, а исключительность ее достигается, прежде всего, верой в Бога. Человек верующий и служащий Богу становится ему подобным. (Отсюда и Преподобный: Сергий через самоотречение, физический труд и борьбу с внутренними страстями, смог приблизиться к Богу. «Житием чистым, и богоугодным, и добродетельным», молитвами, постом и трудами, Сергий всю свою праведную жизнь стремился быть ближе к Богу.).

Явление такого светила, конечно же, предречено: еще в утробе матери, когда та была в церкви на службе, Сергий прокричал. Это было чудом и знамением, что младенец этот — богоизбранный сосуд. Будучи младенцем, отказывался сосать грудь по средам и пятницам — с самого своего рождения он начал поститься. Соблюдение поста во младенчестве — также классический пример традиционного житийного мотива.

Еще одно чудо — уразумение отроком Варфоломеем грамоты, которая, несмотря на все его прилежание, не давалась ему. Тогда ему явился черноризец и дал просфору, сказав «тебе дается знамение благодати Божиа и разума Святаго писания». Существует картина В. И. Нестерова, написанная на этот сюжет — «Явление отроку Варфоломею». На ней изображен смиренный отрок и старец, протягивающий ему коробочку с «Божьим даром».

И получилось так, что «от Бога книжное учение ему, а не от человек». Через «старца свята, странна и незнаема, саном прозвитера, святолепна и ангеловидна» (прекрасный ряд эпитетов), ему был передан дар от Бога, и он понял грамоту. «Дарует ти Господь умети грамоту. Ты же глаголи слово Божие без сумнениа».

Сергий отказывается от брака — то есть соблюдает телесную чистоту — «не всъхоте женитися, но и зело желаше иноческое житье». Уже «в младе телесе стар смысл показа», в отрочестве и юности продолжает он стремиться к Богу, тело и дух содержа в чистоте. И, после смерти родителей, получив от них благословение, ушел в пустынь «въ чащах леса». На том месте и была построена келья. Уход в пустынь, а в данном случае, основание своего собственного монастыря — так же канонический житийный сюжет, как обязателен и отказ от брака и телесная чистота — святой думает, как угодить Богу, а не жене.

Во время своего уединения Сергию приходилось бороться с бесами. Дьявол страшился того, что на этом месте будет воздвигнута обитель Божия, поэтому посылал всяческие страшные испытания. «Бысть шум, и клопот, и мятеж мног, и смущение, и страх, не въ сне, но наяве» (нельзя не отметить столь яркого проявления «плетения словес»). «Обычай бо есть диаволу и его гръдости: егда начнет на кого похваляться или грозиться, тогда хощет и землю истребити, и море иссушити, а не имея власти и над свиниами». Но человеку, имеющему Бога в сердце своем и на устах своих, не страшен дьявол — дух его крепок, вера его непоколебима, он их изгонит молитвой святой, и «яко исчезает дым, тако да исчезнут; яко тает въск от лица огню, тако да погибнут грушници от лица Божиа, а праведници възвеселятся». Борьба с бесами — стандартный эпизод в житийном жанре, необходим для того, чтобы изобразить борьбу с внутренними страстями и искушениями.

Около двух лет Сергий жил в одиночестве, проводя время в трудах и молитвах, «възверъзе на Господа печаль свою, и възложи на Бога упование свое, пребысть от страха без страха, и бес пакости, и без вреда». Затем следует традиционное описание того, как в его скромную обитель приходит братия, которую он с радостью великой принимает, предупреждая их о трудностях монашеской жизни. Пришедших было 12. В этом невозможно не увидеть символизм — братия его сравнивается с апостолами, а он сам уподобляется Иисусу Христу.

Следующее чудо было таким. Как-то закончилась вся еда, и не только Сергий, но и братия его голодала около четырех дней. И когда взроптали они, Сергий сказал им: «Тако бо верую, яко не оставит Бог места сего и живущих в нем». И в тот же момент постучали к ним воротам, и принесли им хлеба. «Странность же вкушениа их странна и незнаема являшеся, и яко медвеною некоею сладостию испълнены, уподоблены и приудобрены, и яко с маслом семянным устроении сущее и преухыщрены, и яко некотораа в них зелиа растворена благоуханна». Когда же они хотели позвать к столу тех, кто принес этот хлеб, за воротами уже никого не было. Необычайно приятный вкус хлеба и его необъяснимое появление позволяет предполагать, что это манна небесная, посланная Богом нуждающемуся Сергию и его братии.

Также описываются в житии такие чудеса, как сотворение источника чистой воды, воскрешении отрока молитвами святого, избавление вельможи от беса, жившего в нем.

Одним из самых значительных чудес является видение ангела. «Ему же сияющю, яко слънце, лице его — не можаще зрети на нь. Ризы же его необычны, чюдны, блистающиеся. В них же мечтание златоструйно зрится». Ученики во время службы увидели ангела рядом с Сергием, и спросили его, кто это. На это преподобный ответил с присущей ему скоромностью, что это ангел, который всегда служит вместе с ним. Второе значительно чудо — видение божественного огня. Ученик Сергия Симон увидел огонь, ходящий по жертвеннику и осеняющий алтарь. И когда святой хотел причаститься, этот огонь вошел в чашу. Это была благодать Святого Духа. Третье чудо — видение Богородицы, которому так же был свидетель — ученик Сергия. Обо всех этих чудесах скромный Сергий просил никому не рассказывать.

Преподобный предчувствует свою кончину и умирает благочестивой смертью, передав игуменство Никону и завещав ему хранить монастырские уставы и предания.

Заканчивается житие традиционным похвальным словом Сергию Радонежскому, написанным самим Епифанием Премудрым.

Как мы видим в данном житии соблюдаются все каноны. Можно предположить, что они были составлены для того, чтобы сделать текст жития как можно более обобщенным, а обобщенность нужна была для большей понятности и восприимчивости. Текст жития, можно так сказать, «наглядное пособие для того, как нужно жить». Читатель воспринимает житие как практическую заповедь или наставление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой