Альтернативные формы экологического просвещения
Мы видим, что уроки, классные и информационные часы теряют свою значимость ввиду сухости, перенасыщенности и «обязательности» материала. Большее значение приобретают яркие познавательные мероприятия и те источники, из которых учащиеся получат информацию не по принуждению, а по собственной инициативе. В каждом образовательном учреждении эколого-просветительская и воспитательная работа ведется… Читать ещё >
Альтернативные формы экологического просвещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношения учащихся к окружающей среде, школа организует различные виды деятельности учащихся среди природы.
На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В каждом образовательном учреждении эколого-просветительская и воспитательная работа ведется сразу по нескольким направлениям с использованием различных методов и форм работы. В общем структуру организации экологического воспитания и образования можно представить следующим образом:
Наличие экологического комплекса при школе расширяет научный и прирооохранительный потенциал общеобразовательного учреждения:
Школьное лесничество — еще одна перспективная форма работы, подразумевающая целый ряд возможностей привлечения учащихся к природоохранным акциям.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто — же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять, Богатство у природы отбирая, Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же — живая!
На базе среднего звена ГУО «СОШ № 3 г. Светлогорска» было проведено исследование с целью определения наиболее эффективных методов воспитания оологической культуры и формирования экологической грамотности.
На вопрос «Откуда вы узнаете об экологических проблемах?» были получены следующие ответы:
Итак, мы видим, что уроки и внеклассные мероприятия остаются основным источником экологических знаний учащихся.
Однако при изменении вопроса существенно изменяется картина экологического воспитания и образования. На вопрос: «Какие формы работы произвели на вас наиболее сильное впечатление?» были получены следующие ответы:
Мы видим, что уроки, классные и информационные часы теряют свою значимость ввиду сухости, перенасыщенности и «обязательности» материала. Большее значение приобретают яркие познавательные мероприятия и те источники, из которых учащиеся получат информацию не по принуждению, а по собственной инициативе.
Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы бабочка резвилась, И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело И березка зеленела, И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы елочка сияла, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый дождь!
Итак, мы столкнулись с проблемой использования таких источников информации, которые были бы интересными, насыщенными, и в то же время чтобы они не воспринимались как «обязательные», навязанные извне.
Решить эту проблему могут помочь следующие меры:
Очевидны плюсы использования ИТ в пропаганде экологических знаний:
Отдельно стоит говорить об использовании интернет-технологий.
Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому человеку. Но времена изменились — пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть занимает всё более крепкие позиции в современном мире.
Интернет служит источником самой полезной, современной и обширной информации. Вот всего несколько примеров использования интернеттехнологий в пропаганде экологического знания (подсказанные учащимися 8 — 10 классов во время опроса).
1. Открытые образовательные экологические интернет — проекты:
2. Интернет — ресурс разнообразный экологических проектов.
3. Белла-терра. Дом, в котором мы живем…
4. Сколько стоит живая природа? Проект для детей и министров.
Особой и важной частью современного воспитательно-образовательного процесса является использование в нем мультимедийных технологий. Затронула эта тенденция и экологическое воспитание.
В нашей школе мультимедийные технологии используются для:
Вот некоторые мультимедийные разработки: