Государственный контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности
Административный надзор осуществляют: специальные федеральные службы (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта); государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти и наделенные надведомственными полномочиями, например, по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ, которая представляет… Читать ещё >
Государственный контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственный контроль представляет деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за деятельностью подконтрольного объекта с целью получения достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте, выявления причин, способствующих совершению правонарушений, а также принятия мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий и др.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий и специальный. В зависимости от направленности контроль разделяют на внешний и внутренний. В зависимости от временного режима контрольной деятельности — постоянный (систематический) и временный (периодический).
Например, контроль за деятельностью сил обеспечения транспортной безопасности осуществляют Минтранс России, МВД России и Росгвардия. В рамках контрольной деятельности может быть осуществлена проверка организации караульной службы. В таких проверках участвуют лица начальствующего состава ведомственной охраны, а также иные лица по поручению Министра транспорта РФ и его заместителей.
Организация деятельности ведомственной охраны по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на охраняемых объектах осуществляется ведомственной охраной на объектах, предусмотренных Перечнем охраняемых объектов. В вопросах обеспечения ведомственного пожарного контроля на объектах ведомственная охрана взаимодействует с Государственной противопожарной службой МЧС России.
Основной задачей ведомственного пожарного контроля на объектах является проведение профилактической работы по предупреждению нарушений требований пожарной безопасности, а также по выполнению положений нормативных правовых актов, направленных на предупреждение пожаров; по защите жизни и здоровья людей, их имущества от пожаров и минимизации их последствий.
При осуществлении ведомственного пожарного контроля за соблюдением требований правил пожарной безопасности на объектах ведомственной охраной проводятся следующие мероприятия:
- — проверка состояния пожарной безопасности при заключении договоров на охрану объектов и проведении плановых проверок, а также осуществление круглосуточного наблюдения за противопожарным состоянием объектов;
- — выявление нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах, принятие мер по пресечению указанных нарушений;
- — анализ состояния пожарной безопасности, разработка мероприятий и подготовка рекомендаций, направленных на повышение противопожарной защиты объектов;
- — участие в работе пожарно-технических комиссий объектов;
- — участие в подготовке распорядительных документов по обеспечению пожарной безопасности на объектах;
- — контроль технического состояния и работоспособности средств пожаротушения, систем обнаружения и тушения пожаров, а также систем противопожарного водоснабжения на объектах;
- — проведение инструктажей по мерам пожарной безопасности и занятий по программам пожарно-технического минимума с должностными лицами и работниками объектов;
- — организация и проведение противопожарной пропаганды.
Государственный надзор представляет деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением требований нормативных правовых актов РФ, осуществляемую в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Выделяют государственный административный надзор и прокурорский надзор. При этом под административным надзором понимается вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления. Отмечается, что административный надзор является особой разновидностью государственного контроля.
Административный надзор осуществляют: специальные федеральные службы (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта); государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти и наделенные надведомственными полномочиями, например, по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ, которая представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Контрольно-надзорные функции в области транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в установленном законом порядке и с учетом требований постановления Правительства РФ от 4 октября 2013 г. № 880[1].
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы. Непосредственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами.
В рамках контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода проводятся плановые и внеплановые проверки исполнения субъектами надзора требований в области транспортной безопасности.
Для этого организуется отнесение деятельности субъекта надзора к одной из категорий риска или определенному классу (категории) опасности в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806.
Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- — для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
- — высокого риска — один раз в два года;
- — значительного риска — один раз раз в три года;
- — среднего риска — не чаще одного раза в четыре года;
- — умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;
- — низкого риска — не чаще одного раза в 10 лет.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- — истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком, застройщиком объектов транспортной инфраструктуры предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности;
- — поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан и юридических лиц сообщений средств массовой информации о фактах возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса или нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности;
- — совершение акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических и юридических лиц;
- — наличие распоряжения руководства органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Контроль (надзор) осуществляется посредством:
- — организации и проведения проверок субъектов надзора, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, при проведении которых допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности);
- — принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- — систематического наблюдения за исполнением субъектами надзора требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности;
- — организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне РФ, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации.
Проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов должны проводиться органами государственного контроля (надзора) только во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел.
При осуществлении контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:
- — рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов надзора, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности;
- — обследование объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строящихся, и (или) транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности;
- — проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в области транспортной безопасности с фактами совершения акта незаконного вмешательства;
- — систематическое наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудиои видеосистем.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373.
При проведении плановой выездной проверки государственный транспортный инспектор обязан использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор вправе:
- — производить осмотр объектов транспортной инфраструктуры, строящихся объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в области транспортной безопасности, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строящихся, транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры;
- — запрашивать у субъектов надзора необходимые для выполнения задач федерального государственного контроля (надзора) документы и информацию;
- — осуществлять проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, а также проверку порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств;
- — проводить расследование происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области обеспечения транспортной безопасности;
- — применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований в области транспортной безопасности субъектами надзора, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
- — составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях;
- — осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами РФ, а также приказами Генпрокуратуры России, например Приказом от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».
В самом общем виде целью воздействия средствами прокурорского надзора на комплекс транспортных правоотношений является их урегулирование в соответствии с нормами права и потребностями обеспечения транспортной безопасности.
Субъектом прокурорского надзора является прокуратура, которая, согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выступает как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще в советское время В. И. Лениным: надзор прокурора за точным и единообразным исполнением законов, единство и централизация органов прокуратуры, независимость их от местных органов власти[2]. Эти принципы нашли свою законодательную регламентацию в Положении о прокурорском надзоре 1922 г.
В концентрированной форме указанные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Кроме того, они были дополнены принципом гласности, означающим открытость деятельности органов прокуратуры, принципом политической независимости (внепартийности), принципом законности. Вышеназванные принципы являются общими для организации и деятельности прокуратуры РФ в целом, а следовательно, образуют основные начала и для прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности.
В результате применения методик системно-функционального и системно-деятельностного подхода к анализу прокурорско-надзорной деятельности, рассматриваемой как целенаправленную деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, представляется возможным исследовать функции прокуратуры.
Традиционная классификация функций прокурорско-надзорной деятельности предполагает выделение в качестве наиболее значимой функции надзор за исполнением законов, а затем — производные от нее подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. В их числе и интересующий нас особо надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов)[3].
Помимо категории «функция» применяется также термин «основные направления деятельности органов прокуратуры». Отмечается, что эти понятия тесно связаны между собой, но четко различаются. При этом выделяются приоритетные направления деятельности прокуратуры, которые являются основными и реализуются с помощью функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды[4].
Следует согласиться с мнением о том, что, исходя из предмета правового регулирования прокурорско-надзорного права, отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности, являются правовыми, базируются на основных началах (принципах) прокурорско-надзорной деятельности, а содержанием этих отношений является приоритетное направление прокурорско-надзорной деятельности — надзор за исполнением транспортного законодательства при реализации подфункции прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
Таким образом, вполне обоснованным будет вывод о том, что прокурорский надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности — это направление прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, регулируемое ст. 21—25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и транспортным законодательством.
Цель, согласно определению, содержащемуся в словаре С. И. Ожегова, — это «то, к чему стремятся, что надо осуществить»[5]. По сути, аналогичное значение данного слова использует Д. Н. Ушаков: «то, к чему стремятся, что намечено достигнуть; предел, намерение, которое должно осуществить»[6].
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура РФ осуществляет надзор в целях:
- — обеспечения верховенства закона;
- — единства и укрепления законности;
- — защиты прав и свобод человека и гражданина;
- — защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Системный анализ норм ст. 5, 6, 7, 9, 10, 21—28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет сделать вывод о том, что для достижения общей цели деятельности отрасль прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов разрешает задачи:
- — защиты прав и свобод человека и гражданина;
- — защиты государственных и общественных интересов;
- — обеспечения эффективной и законной деятельности органов контроля;
- — обеспечения законности правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами;
- — своевременного выявления, предупреждения и пресечения нарушений закона, принятия мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещения причиненного вреда и восстановления нарушенного права.
Применительно к предмету нашего исследования задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности также подлежат конкретизации в целях уяснения тех вопросов, которые прокурор разрешает при решении соответствующей задачи.
Осуществляя надзор, прокурор не наделен полномочиями распорядительного характера в отношении правонарушителя и правонарушения. Ему лишь предоставлена возможность ставить вопрос о необходимости устранения нарушений закона.
Также мы будем исходить из того, что социальное предназначение прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности выражается в следующем:
- — в предупреждении прокурорскими средствами принятия правовых актов, регулирующих транспортные отношения, противоречащих законодательству;
- — обеспечении исполнения законодательства о транспортной безопасности всеми участниками правоотношений;
— своевременном выявлении правонарушений, посягающих на правопорядок, в привлечении лиц, виновных в нарушениях законодательства о транспортной безопасности, к установленной ответственности.
Рассмотрение содержания задач прокурорского надзора целесообразно осуществить одновременно с уяснением пределов прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. Под пределами прокурорского надзора следует понимать законодательное ограничение полномочий прокурора. Пределы прокурорского надзора, как подчеркивается в правовой литературе, понятие многоплановое[7]. Им охватывается:
- — круг учреждений, предприятий и организаций, на которые распространяется надзор, т. е. объекты надзора;
- — круг актов, надзор за исполнением которых возложен на прокуроров;
- — характер общенадзорных действий прокуроров;
- — пределы реализации прокурорских обязанностей по выявлению обстоятельств, способствующих нарушениям законов;
- — характер вмешательства прокуроров в деятельность учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан в процессе реагирования на выявленные нарушения законов[8].
Отличительной чертой прокуратуры как подсистемы (элемента) формирующейся системы государственного контроля является то, что она занимает в ней специфическое место. Прокуратура распространяет свою деятельность на объекты, не подчиненные ей в административном отношении. Поддерживая деловые контакты с органами административного контроля, прокуратура ни в коей мере не вправе уклоняться от своих обязанностей по надзору за исполнением ими законов о транспортной безопасности.
В этом смысле прокурорский надзор — контроль за контролем, осуществляемый данными органами. Как форма высшего государственного контроля он является надведомственным и всеобщим, который как бы имеет приоритет перед всеми другими контрольными, в том числе надзорными, органами[9]. Прокурорам надлежит представлять систему указанных органов, их права и обязанности, принципы, пределы компетенции, формы и методы контроля и с учетом этого планировать и проводить проверки деятельности данных органов.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 9 Приказа Генерального прокурора от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в надзоре за исполнением законов контролирующими органами первоначальное значение необходимо придавать выполнению их обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений; проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
Таким образом, прокурор при осуществлении надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности не должен подменять органы контроля (надзора). Его задача состоит в том, чтобы органы контроля выполняли возложенные на них функции надлежащим образом. Оценка надлежащего выполнения полномочий, возложенных на органы контроля, включает в себя (помимо законности деятельности органов контроля) такую оценочную категорию, как эффективность их деятельности.
Понятие эффективности деятельности определяется как «действие, приводящее к нужным результатам; действенный»[10]. Иными словами, при правовой оценке эффективности деятельности органов контроля прокурор разрешает общие вопросы:
- — выполнены ли органами контроля, возложенные на них обязанности;
- — своевременно ли выполнены органами контроля, возложенные на них обязанности;
- — в полной ли мере воспользовались органы контроля предоставленными им полномочиями по выявлению нарушений закона;
- — выявлены ли в результате осуществления контрольной деятельности нарушения закона;
- — приняты ли все предусмотренные законом меры для устранения нарушений закона;
- — своевременно ли приняты меры по устранению нарушений закона;
- — приняты ли меры по привлечению виновных лиц к ответственности;
- — в полном ли объеме применены меры ответственности к виновным лицам и восстановлению причиненного ущерба, восстановлению нарушенного права.
Рассмотрим важнейший элемент данной задачи — своевременно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения закона.
Предупреждать — это значит заранее принять меры, отвратить чтолибо[11]. По словарю В. И. Даля, «предупреждать» — предварить, упредить, принять, отклонить, избавиться от чего-либо заранее[12]. Иными словами, прокурор должен располагать сведениями — фактическими данными о создании предпосылок — условий, действий, которые повлекут нарушение закона, и принять меры, с тем чтобы нарушение не было совершено.
Если нарушения за исполнением законодательства о транспортной безопасности выявлены в процессе их совершения, прокурор должен воспользоваться своими полномочиями, чтобы пресечь их.
Пресечь означает прекратить сразу[13], т. е. до наступления вредных последствий. Своевременность пресечения нарушения за исполнением законодательства о транспортной безопасности требует от прокурора, чтобы оно было выявлено сразу после его совершения, но до наступления вредных последствий.
Достижение вышеперечисленных задач, по нашему мнению, возможно путем надлежащего осуществления текущей надзорной деятельности, полного информационного обеспечения надзора за соблюдением и исполнением законодательства о транспортной безопасности, участием в заседаниях поднадзорных органах власти, своевременным применением мер прокурорского реагирования, в частности направления предостережения о недопустимости нарушения закона.
Вторым элементом поставленной перед прокурором задачи являются своевременное пресечение нарушений закона, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещению причиненного ущерба и восстановлению нарушенного права, который имеет, по нашему мнению, следующее содержание.
Термин «устранение»[14] относится к совершенному, оконченному правонарушению, наступлению вредных последствий и означает действие по глаголу «устранить, устранять», а именно — «удалить, уничтожить, отстранить». Содержание данного элемента задачи, поставленной перед прокурором, надзирающим за соблюдением законодательства, достигается исключительно актами прокурорского реагирования: принесением протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), внесением представления при установлении фактов неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований законодательства (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Проведенный Московской межрегиональной транспортной прокуратурой анализ исполнения законодательства о транспортной безопасности свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер.
По итогам работы в 2017 г. в указанной сфере выявлено свыше 950 нарушений, с целью их устранения принесено 20 протестов на незаконные правовые акты, которые рассмотрены и удовлетворены с внесением изменений и дополнений в правовые акты. Внесено 236 представлений об устранении нарушений закона, по итогам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 120 должностных лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 15 должностных лиц, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 122 лица, в суды направлено 24 исковых заявления.
Наиболее существенным нарушением законодательства, препятствующим фактической реализации мер по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства, является непринятие субъектами транспорта мер, направленных на проведение дополнительной оценки уязвимости (ОУ) категорированных ОТИ и ТС, необеспечение объектов подразделениями транспортной безопасности, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию, несоответствие качественному и количественному составу инженерно-технических средств ОТБ.
На практике актами прокурорского реагирования устраняются нарушения в части принятия локальных правовых актов по транспортной безопасности, назначение ответственных за ОТБ на объекте лиц и другие мероприятия, не требующие существенного дополнительного финансирования.
Одновременно с этим нарушения по реализации планов ОТБ, проведению дополнительной ОУ и утверждению ее результатов, обеспечение подразделениями транспортной безопасности, проведение обучения и аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте, субъектами транспорта устраняются не всегда своевременно или не в полном объеме, поскольку это связано с необходимостью значительных финансовых затрат.
По результатам рассмотрения принятых в 2017 г. актов прокурорского реагирования на ж/д вокзалах г. Москвы проведена дополнительная оценка уязвимости. Прошли соответствующее обучение по транспортной безопасности несколько сотен работников, включая руководителей, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и инспекторов по входному контролю.
В 2018 г. проводится поэтапное обучение по транспортной безопасности оставшихся инспекторов по входному контролю и дежурных помощников, а также их дальнейшая аттестация.
Согласован договор на обеспечение подразделениями транспортной безопасности более десятка остановочных пунктов Московского центрального кольца (МЦК) с балансовой принадлежностью ОАО «РЖД». На остановочных пунктах МЦК с балансовой принадлежностью АО «МКЖД» привлечены подразделения транспортной безопасности ГУП «Московский метрополитен».
В целях исполнения требований транспортной прокуратуры в 2017 г. специалистами по обслуживанию системы видеонаблюдения проведена настройка видеокамер, на которых выявлены недостатки в видеоизображении. Поставлено и смонтировано досмотровое оборудование, стационарные металлообнаружители, смонтированы рольганги.
Контрольно-пропускные пункты (КПП) оборудованы аварийным освещением и электроснабжением, средствами связи и сигнализации для информирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности; перед КПП в доступных для обзора гражданам местах размещена информация по транспортной безопасности; ответственные лица по транспортной безопасности обучены и аттестованы.
Дирекцией железнодорожных вокзалов — филиалом ОАО «РЖД» подготовлен проект договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту технических средств охраны и технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе на железнодорожных вокзальных комплексах г. Москвы. На указанных объектах организованы также помещения (павильоны) для проведения дополнительных досмотровых мероприятий.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте понятие и содержание комплекса организационноправовых мер, направленных на обеспечение защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
- 2. Кто входит в систему уполномоченных субъектов, проводящих оценку уязвимости ОТИ? Каковы их полномочия?
- 3. Каков порядок и цели определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры?
- 4. Что включает в себя оценку уязвимости морского судна? Каков порядок ее осуществления?
- 5. В каких случаях проводится дополнительная оценка уязвимости ОТИ? Какова ее правовая основа?
- 6. Охарактеризуйте порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
- 7. Каким образом осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?
- 8. Какие уровни безопасности в транспортном комплексе вам известны? Охарактеризуйте их.
- 9. К каким категориям сил обеспечения транспортной безопасности устанавливаются повышенные требования? Раскройте их содержание.
- 10. Какие направления деятельности подразделений обеспечения транспортной безопасности представляются вам наиболее значимыми? Охарактеризуйте их содержание.
- [1] Постановления Правительства РФ от 4 октября 2013 г. № 880 «Об утвержденииПоложения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности».
- [2] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. С. 198—203.
- [3] Рябцев В. П. Прокурорский надзор / под ред. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2003.Гл. 5. С. 64.
- [4] Игонина Н. А. Проблемы прокурорского надзора за исполнением бюджетногозаконодательства: дис. … канд. юрид. наук. М.: НИИ проблем укрепления законностии правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 2003. С. 56.
- [5] Словарь русского языка // Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1953. С. 808.
- [6] Толковый словарь русского языка / под. ред. проф. Д. Н. Ушакова. М., 1996. Т. 1.С. 1211.
- [7] Маркелов Т Л. Пределы прокурорского надзора за точным исполнением законов // Советское государство и право. 1974. № 8. С. 72—77; Мелкумов В. Г. Советскаяпрокуратура и проблемы общего надзора. Душанбе: Ирфон, 1970. С. 124—136.
- [8] Берензон А. Д. Основные направления совершенствования общего надзора советской прокуратуры: дис. … докт. юрид. наук. М., 1977. С. 47—51.
- [9] Ларионов Г. А. Совершенствование функций государственного контроля в условияхземельной реформы // Право и экономика. 1995. № 9—10. С. 148.
- [10] Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 4. С. 1442.
- [11] Там же.
- [12] Даль В. И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 505.
- [13] Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 4. С. 1008.
- [14] «Устранение» нарушения закона, по нашему мнению, включает в себя целыйкомплекс действий, направленных на разрешение вопросов: о привлечении виновныхлиц к установленной ответственности; восстановлении нарушенного права; причинахи условиях, способствующих нарушению закона; недопущении нарушений впредь. Поставленная задача обусловливает применение (по факту выявленного нарушениязаконодательства) всего спектра актов прокурорского реагирования.