Брачно-семейные отношения.
Введение в историю права.
Древний мир
Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права" (D. XXIV. 2. 1). Это классическое определение как нельзя лучше выражает суть цивилизованных брачных отношений вообще. Однако римляне пришли к этой форме не сразу. Помимо таких филиаций архаичной формы брака, как gens enubere (эндогамный брак — особенно среди патрициев), древний римский брак… Читать ещё >
Брачно-семейные отношения. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (D. XXIV. 2. 1). Это классическое определение как нельзя лучше выражает суть цивилизованных брачных отношений вообще. Однако римляне пришли к этой форме не сразу. Помимо таких филиаций архаичной формы брака, как gens enubere (эндогамный брак — особенно среди патрициев), древний римский брак знал такую форму, как cum manu, когда супруга, дети, домашние (челядь) находились под dominium домовладыки (pater familias), власть которого не знала ограничений.
Брак cum manu совершался несколькими способами, из которых один, а именно coemptio, свидетельствует об архаичности его формы, хотя более примитивной была форма умыкания. Для создания брака cum manu необходимы были некоторые условия. Прежде всего достижение брачующимися брачного возраста: 12 лет для женщин и 14 для мужчин, наличие ius conubii, поскольку до 345 г. до Р. X. (до lex Canuleia) воспрещались браки патрициев с плебеями (XII. 11. 1). По lex Iulia de martandis ordinibus (18 г. до P.X.) вводится понятие неподобающего брака, когда запрещаются браки сенаторов с вольноотпущенниками и римских граждан (ingenii) с «бесчестными женщинами», опекунам запрещалось вступать в брачные отношения с подопечными и т. п. Препятствием к браку служило кровное родство.
Новая форма брака sine manu (т.е. без утери права и дееспособности замужней женщиной) по свидетельству ученых возникает во II в. до Р.Х. В этом браке уже существует раздельный режим собственности супругов вплоть до того, что между ними запрещено даже дарение. Впрочем, приданое супруги (dos) поступало в распоряжение мужа.
Развод был известен обеим формам брака, но при cum manu инициатором его мог быть только муж, в браке sine manu инициатором могли быть обе стороны.
Считается, что со временем древняя форма брака вышла из употребления ввиду ее непопулярности. Familia, семья древних римлян представляла собой изначально особый институт, участники которого были связаны взаимными правами и обязанностями. Впрочем, права были в основном у ее главы, обязанности — у всех остальных. С течением времени картина меняется, смягчаются нравы. Домовладыка теперь имеет только право легкого наказания домочадца. Древнее ius vitae ас necis постепенно сходит на нет. Появляется отдельная правоспособность домочадцев обязывать главу семейства своими сделками. Одновременно усиливаются алиментные обязательства: обязанность детей содержать престарелых родителей.
Семейному праву римлян были известны усыновление и эмансипация. Опека и попечительство в равной мере имели широкое распространение. Языческий брак знал такой институт, как конкубинат.
Ситуация в области брачио-семейных отношений резко меняется с торжеством христианства: запрещается развод, форма брака становится исключительно церковной, запрещаются браки между христианами и язычниками, исчезает конкубинат и т.н.