Вводный.
Предмет и задачи курса
В начале третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Поэтому требуются решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности. Государственное управление как учебный… Читать ещё >
Вводный. Предмет и задачи курса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящем вводном курсе делается попытка, с одной стороны, соединить начальные элементы знаний по широкому кругу вопросов; с другой, он может служить в качестве исходного для усвоения разнообразных знаний при подготовке специалистов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государственного управления (в сфере экономики, социальных отношений, административно-политической сфере и т. д.). Таким образом, «Ведение в специальность» — это одновременно и элементарный, и базовый курс.
В начале третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Поэтому требуются решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
Кроме того, следует учитывать, что изменяется не только роль государства внутри страны, но и происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые серьезные проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных государствах, однако активизация деятельности государства представляет собой общее явление. Это относится и к его социальной роли, и к решению технических задач (многие чрезвычайно дорогостоящие научно-технические, экономические проекты не могут быть реализованы только усилиями частного капитала), к вопросам международной политики («многополюсный» мир без гегемонизма складывается в результате совместных усилий государств).
В связи с этим в науке государственного управления публичной администрации (зарубежная наука объединяет государственное и муниципальное управление) возникают новые подходы. В зарубежной науке возникло понятие Workfare State. Это произвольное словообразование можно перевести как «государство, благоприятствующее труду, работе, государство поддержки, работающее для благополучия государство». Концепция «государства поддержки» предусматривает только обеспечение основных нужд человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.) и вместе с тем личную активность каждого, чтобы обеспечить себя, свою семью. Из этого делается вывод о необходимости, отнюдь не исключая государственное регулирование, применять рыночные методы в публичном управлении. В течение последних двух десятилетий публичное (государственное и муниципальное) управление все чаще строится по типу крупной корпорации. Развивается двусторонний процесс: государство проникает в различные области общественной жизни, а модели «рыночного управления» — в публичное управление. Подробнее эти взгляды и отчасти практика рассматриваются ниже.
Государственное управление — это не только деятельность, явления и процессы, но и наука, синтезированная отрасль знаний, а также учебный курс. Как отрасль знаний оно изучает институты, органы, явления, способы, процессы государственного управления, анализирует их достоинства и недостатки (в т. ч. и в сравнительном плане с зарубежными государствами), вскрывает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления. Для этого используются данные многих гуманитарных, а иногда не только гуманитарных наук — социологии, политологии, экономической теории, конституционного, административного, финансового права и многих других (в т. ч., например, даже уголовного права и криминологии с целью поисков мер для пресечения коррупции чиновников). В государственном управлении (в деятельности и науке) используются данные информатики, экономической географии, демографии и др., выводы ряда прикладных наук (например, менеджмента).
Государственное управление как учебный курс содержит основы знаний о деятельности по государственному управлению, о теориях, относящихся к нему, сведения об истории государственного управления, тенденции развития.
В настоящее время в высших учебных заведениях России не преподается курс государственного управления в его комплексном виде. Поэтому цель предлагаемого курса — дать студентам представление о государственном и муниципальном управлении как объекте научных исследований и области практической деятельности, проанализировать специфику подготовки госслужащих в разных странах, показать особенности образовательных программ Тюменского государственного университета по специальности «Государственное и муниципальное управление». В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи курса:
- • получить представление об основных понятиях и теориях государственного управления;
- • с точки зрения междисциплинарного подхода выявить основные черты организации и деятельности системы государственного и муниципального управления в России;
- • познакомиться со спецификой подготовки государственных служащих, особенностями образовательной программы Тюменского государственного университета.