Понятие и источники банковского права
Важно отметить, что для банковских законов требуется их обязательное рассмотрение в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции РФ. Данная статья перечисляет вопросы, при принятии Государственной Думой Федерального Собрания РФ законов по которым последние подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все законы, обозначенные в этой статье… Читать ещё >
Понятие и источники банковского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Банковское право — совокупность нормативных актов, регулирующих порядок организации и деятельность банков России, а также порядок осуществления ими банковских операций.
В банковское законодательство РФ включаются нормы, содержащиеся в ГК РФ, УК РФ, НК РФ, Таможенном кодексе РФ и других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России, а также специального банковского законодательства как основной группы источников банковского права.
Банковское законодательство — это система законодательных актов, состоящая из Закона о банках, Закона о Банке России, Федеральных законов от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве), от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов), от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) и других законов.
В Законе о банках определены правовой статус банков, порядок их регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, перечень банковских операций, регламентированы основы взаимоотношений банков со своими клиентами, между собой и Банком России.
Принципиально важное место в системе источников федерального банковского законодательства занимает Закон о Банке России, которым установлены основные цели деятельности Банка России, основы осуществления им надзора за деятельностью банков, а также нормативного регулирования расчетных отношений.
Важно отметить, что для банковских законов требуется их обязательное рассмотрение в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции РФ. Данная статья перечисляет вопросы, при принятии Государственной Думой Федерального Собрания РФ законов по которым последние подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все законы, обозначенные в этой статье, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, при этом выделены наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в сферах бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, международных договоров, защиты безопасности государства. Данный перечень учитывает международную практику федеративных государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых мнение составляющих Российскую Федерацию частей представлено наиболее полно. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов РФ, происходит согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Следующий источник банковского права — нормативные акты Банка России. Согласно ст. 6 Закона о Банке России Центральный банк РФ вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным федеральными законами к его ведению. Указанные нормативные акты носят подзаконный характер и, как следствие, не должны противоречить предписаниям законодательных актов РФ. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» и подчиняются правилу ретроактивности, т. е. не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В тех случаях, когда нормативный акт Банка России затрагивает интересы граждан, он подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств, и обязательному официальному опубликованию. Действующая система нормативных актов Банка России должна быть доступна для широкого круга пользователей. Единственным основанием для неопубликования нормативных актов Банка России может служить необходимость обеспечения предусмотренной законом секретности или конфиденциальности и, как следствие, присвоение нормативному акту грифа «Для служебного пользования» .
В форме положений принимаются те нормативные акты Банка России, основным содержанием которых является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Инструкциями являются нормативные акты Банка России, направленные прежде всего на определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, но вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России). В форме указаний нормативные акты Банка России принимаются в том случае, если ими устанавливается отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, а также в некоторых других случаях. При этом нельзя сказать, что нормативные акты Банка России представляют собой стройную систему.
Не являются нормативными актами Банка России, а как следствие, и источниками банковского права следующие акты Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно не уполномочен давать толкование указанным нормативным правовым актам; акты, содержащие исключительно технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России. Порядок и форма толкования нормативных актов Банка России не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». Как показывает практика, эту функцию выполняют различные телеграммы, письма, официальные разъяснения Центрального банка РФ, которые разъясняют смысл правовых норм.
В качестве источников банковского права рассматриваются также решения Конституционного Суда РФ, арбитражная практика, нормы международного права и международные договоры.