Права человека.
Международная защита прав человека
Таким образом, у человека есть три уровня прав и интересов — индивидуальные, коллективные (с точки зрения философии — это уровень особенного) и общие (общественные). И приоритет в этом ряду, без всякого сомнения, имеют общие интересы и права человека, т. е. те, реализацией и защитой которых как раз и призвано, в первую очередь, заниматься государство как форма организации общества. Поэтому… Читать ещё >
Права человека. Международная защита прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Права человека — это объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные права, принадлежащие человеку в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.
Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.
Права человека являются непосредственно-социальными в том смысле, что они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредствования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом.
Права человека являются разновидностью непосредственносоциальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. И в этом качестве непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», т. е. правами индивида (Е. А. Лукашева).
Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как объективно существующих явлений, механизм их воплощения в жизнь достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.
В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.
Первое поколение— права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии, право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом, право на правосудие и др.
Второе поколение — социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение, отдых, образование и др.
Третье поколение — коллективные права (стали формироваться после Второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.
Следует заметить, что вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).
Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.
При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека:
- — право на жизнь;
- — право на свободу;
- — право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей).
Эти основные права человека как исходные начала закреплены в принятой ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.
Кроме того, были приняты: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966). На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, граждане которых имеют право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если они исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции РФ).
20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.
Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.
В России было принято постановление Верховного Совета РФ от 29 ноября 1991 г. № 1920;1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». Эта Декларация стала органичной частью Конституции РФ 1993 г. (гл. 2).
Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. В России действует Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что концепция прав человека во второй половине двадцатого века была использована как идеологическое оружие в целях разрушения такого мощного геополитического и цивилизационного образования, как Советский Союз. Делалось эго путем подмены понятий, а именно — указанием на приоритетность прав человека и их противопоставлением интересам государства. Однако ценность любого субъективного права (как естественного, так и юридического) не в нем самом, а в том, что оно является средством реализации какого-либо интереса человека, достижения необходимого ему блага. У общества и государства как формы его организации не может быть интересов вообще как таковых. Только человек может страдать, переживать, испытывать лишения. И то, что называют «общественными» или «государственными» интересами — это не интересы государства или общества, а интересы того же самого индивида, только интересы высшего уровня — интересы, общие для каждого человека, входящего в данный конкретный социум.
Таким образом, у человека есть три уровня прав и интересов — индивидуальные, коллективные (с точки зрения философии — это уровень особенного) и общие (общественные). И приоритет в этом ряду, без всякого сомнения, имеют общие интересы и права человека, т. е. те, реализацией и защитой которых как раз и призвано, в первую очередь, заниматься государство как форма организации общества. Поэтому противопоставление прав человека, с одной стороны, и интересов государства с другой — бессмысленно, опасно и разрушительно.
В обществе могут быть различия и противоречия между интересами людей, так сказать, рядовых и тех, которые держат рычаги государственной власти. Однако эго — противоречия между людьми, а не между человеком и государством как таковым, и преодолевать такие противоречия нужно с помощью совершенствования форм и принципов государственного управления, а не путем разрушения своего государства, его территориальной целостности. Удар по государству как представителю общих интересов всех «человеков», на основе идеи противопоставления прав человека (понимаемых как индивидуальные права) и государства неминуемо ударит и по самим этим индивидуальным правам и интересам. Пример тому — период в нашей истории — история Советского Союза.