Меры социального принуждения
Применение мер властного принуждения может быть опосредовано общественно значимыми предпосылками, не связанными с правонарушением и юрисдикционной деятельностью, и в этих случаях меры властного воздействия применяются в отношении правомерных лиц. Меры социального принуждения обусловлены задачами здравоохранения и санитарноэпидемиологического благополучия. В этих целях допускается применение мер… Читать ещё >
Меры социального принуждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Применение мер властного принуждения может быть опосредовано общественно значимыми предпосылками, не связанными с правонарушением и юрисдикционной деятельностью, и в этих случаях меры властного воздействия применяются в отношении правомерных лиц. Меры социального принуждения обусловлены задачами здравоохранения и санитарноэпидемиологического благополучия. В этих целях допускается применение мер властного воздействия, в том числе и принудительной госпитализации, в отношении лиц, страдающих социально опасными соматическими, инфекционными и психическими заболеваниями. Меры властного воздействия, применяемые в этих случаях к правомерным физическим лицам, включают в себя принудительное освидетельствование, проведение медицинских осмотров, диспансерное наблюдение и госпитализацию1. Наличие судебной санкции предусмотрено только применительно к принудительной госпитализации, все иные меры властного воздействия осуществляются на административной основе в соответствии с коллегиальным решением должностных лиц медицинской организации. В случаях, не требующих отлагательств, психически больные лица могут быть принудительно госпитализированы на основе единоначального решения медицинского работника с последующим незамедлительным получением судебной санкции[1][2].
Процессуальные особенности мер медицинского принуждения опосредованы существом правоограничительных действий и их предназначением. Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза обусловлена потребностями правоохранительной деятельности и обеспечением целей судопроизводства и проводится на основании определения суда или постановления судьи. Волеизъявление лица, применительно к которому проводятся экспертные действия, не имеет процессуального значения, поскольку добровольность и принудительность производства судебной экспертизы не влияет на существо судебной санкции (см. абз. 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Меры внесудебного принуждения, включающие госпитализацию, изоляцию и иные меры медицинского воздействия, предусмотрены только в отношении социально опасных инфекционных заболеваний (см. п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В этих случаях меры принудительного медицинского воздействия назначаются постановлением главного государственного санитарного врача или постановлением, принимаемым его заместителем (см. абз. 1—3 подп. 6 п. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона).
Меры властного медицинского воздействия, прежде всего принудительная госпитализация, применяются в отношении правомерных физических лиц только при наличии медицинских и асоциальных предпосылок, установленных, как и любые иные правоограничения, федеральным законом1.
Медицинские предпосылки принудительной госпитализации включают в себя наличие общественно опасных факторов патологического развития, как правило, злокачественного развития болезни, несовместимых с амбулаторным и диспансерным наблюдением и лечением.
Наличие асоциальных предпосылок обусловлено осознанными волевыми действиями лица, нарушающего санитарные нормы и правила, в том числе и в случаях уклонения от амбулаторного и диспансерного лечения[3][4]. К таким лицам могут быть применены особые меры пресечения, устанавливающие значимые правоограничения, это предусмотрено, в частности, в отношении нарушителей санитарных норм и правил, отстраняемых от работы (см. п. 4 ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Непредумышленные действия недееспособного, ограниченно дееспособного лица, совершившего рассмотренные правонарушения, обусловлено медицинскими факторами и несовместимо с асоциальной квалификацией его поступков.
Меры медицинского воздействия, применяемые к асоциальным лицам, многообразны и назначаются в отношении лиц, страдающих соматическими и психическими заболеваниями.
Применительно к лицам, больным наркоманией, находящимся под диспансерным наблюдением и потребляющим наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, принудительная госпитализация назначается только решением суда (см. п. 3 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Принудительная госпитализация в этих случаях устанавливает дополнительные обременения в сравнении с правоограничениями, предусмотренными в амбулаторных условиях, и представляет собой особую публичную санкцию1.
К лицам, страдающим наркоманией, а также психическими расстройствами и совершившим общественно опасные деяния, принудительные медицинские меры применяются в амбулаторных и стационарных условиях в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством[5][6].
- [1] Ныне действующее законодательство допускает применение мер властного медицинского воздействия в отношении правомерных физических лицтолько применительно к инфекционным больным, больным заразными формами туберкулеза, а также в отношении психически больных лиц. См. соответственно: п. 1 ст. 33, подп. 6 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г.№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; ст. 29 ЗаконаРФ от 2 июля 1992 г. № 3185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях правграждан при ее оказании».
- [2] См.: ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях правграждан при ее оказании».
- [3] См.: п. 1 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3 ст. 54 Федеральногозакона от 8 декабря 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза»; п. «а», «б», «в» ст. 29 Закона РФ «О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
- [4] См.: абз. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Факторы общественнойопасности, определенные п. «а» ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощии гарантиях прав граждан при ее оказании», могут быть обусловлены осознанными волевыми действиями дееспособного лица.
- [5] Ввиду отсутствия выраженной психологической мотивации лица, страдающего наркоманией, принудительная госпитализация неэффективнаи редко используется в правоприменительной практике.
- [6] См. соответственно: ч. 1,2 ст. 721, ст. 99 УК и гл. 51 УПК, а также п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практикеприменения судами принудительных мер медицинского характера».